Резьба по дереву простые узоры: эскизы, рисунки и необходимые инструменты
эскизы, рисунки и необходимые инструменты
Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.
Нанесение рисунка узора на деревянную заготовкуСегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Виды резьбы и техники
Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.
Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:
Список на этом не заканчивается.
Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:
- контурная;
- трехгранно-выемчатая;
- ногтевая или скобчатая.
Для исполнения потребуется:
- доска из липы;
- нож-косяк;
- линейка и карандаш.
На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.
Несколько орнаментов для резьбы по дереву Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.
Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.
Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно.
Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:
- безопасности работы;
- организации рабочего пространства;
- подготовки инструмента.
Рабочее место резчика
Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.
Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.
Пример обустроенного рабочего места резчикаРабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.
Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.
Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.
Вернуться к оглавлениюТребования к инструменту
Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.
Подборка стамесок для резьбы по деревуВедь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.
В арсенале мастера всегда находится:
- пила;
- ручная дрель или коловорот;
- рубанок;
- стамески полукруглые и плоские;
- ножи разных размеров;
- небольшой топор.
Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.
Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.
Различные типы пил для резьбы по деревуРубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.
Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:
- широкую;
- среднюю;
- узкую.
То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.
Вернуться к оглавлениюКогда начинается творчество
Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.
Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.
В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.
Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби
Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек.
Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!Материалы и необходимые инструменты
Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:
- Чертежные инструменты: карандаш, линейка, циркуль, калька, копировальная бумага. Все это может пригодиться при нанесении рисунка на дерево перед непосредственной вырезкой самого узора.
- Режущие инструменты. К ним относятся разного рода ножи и вспомогательные инструменты (стамески, клюкарзы, ложкорезы и тому подобное).
- Инструменты для крепления, способствующие фиксации изделия и препятствующие его выскальзыванию из рук (верстачные тиски, зажимы и тому подобное).
- Инструменты для шлифовки, к которым можно отнести различные абразивы (для удаления щепок в труднодоступных местах) и наждачную бумагу.
- Отделочные материалы, по желанию, для придания дополнительной эстетичности (краска, лак, материалы материи, древесный клей и другие).
Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:
- При формировании основной части изделия используют универсальный нож, имеющий угол заточки 35 градусов. Данный нож хорош и удобен и для новичка, и для профессионала. С его помощью можно выполнять как черновые работы по дереву, так и отделочные.
- Нож-косяк имеет режущий угол в 60 градусов и используется при выполнении геометрических узоров, а также черновой обработки и чистовой отделки дерева.
- При выполнении точных доводочных работ удобен в применении Богородский нож. Отличительная его особенность – это длинное лезвие при короткой рукоятке.
- Стамески используют для рельефной резьбы, а также обработки контура изделия.
- Клюкарзы – инструмент для создания сложного орнамента и глубокого объема.
- Ложкорезы говорят сами за себя. Их применяют для заглубления в ложках и других изделиях.
Правила резьбы по дереву
Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.
- Изначально необходимо определиться с породой древесины, так как она может различаться по текстуре, качеству, свойствам, а следовательно, иметь различия в способах ее обработки. Начинающему резчику стоит выбрать древесину из лиственных пород (липа, осина, береза, ольха и другие), поскольку на ней, в отличие от хвойных, хорошо проводить прямые линии. При этом древесина должна быть сухой.
- Приступать к работе стоит с эскиза. Рисунок или чертеж выполняется сначала на бумаге, а потом уже переносится на дерево.
- Выбирая технику резьбы по дереву, начинающим стоит сделать свой выбор в пользу простых и необъемных – контурной либо геометрической резьбы. Обе техники наносятся на плоскую поверхность, однако, узоры в первом случае формируются линиями, а во втором – комбинацией геометрических фигур.
- Независимо от выбранной техники резьбы, заготовку необходимо закрепить на верстаке, либо тисками, а также подготовить весь необходимый инструмент.
- Углубления в поверхность дерева должны быть постепенными, спешить не стоит. Нажим и угол резьбы должны меняться в зависимости от выбранной древесины и техники.
- Резьба по дереву может быть травматична, поэтому при работе необходимо строго соблюдать технику безопасности, поскольку сам материал изготовления, да и инструмент являются источником повышенной опасности.
Применение навыка в интерьере
Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:
- Объемная резьба по дереву – пожалуй, самая сложная техника резьбы, в процессе которой получаются скульптурные произведения, например, такие как кресла, прикроватные столы, кровати, балясины лестниц, являющиеся топовой классикой.
- Рельефная резьба по дереву – характеризуется углубленным фоном с выступающим изображением. В этой технике выполняют картины, иконы, а также украшают различную мебель.
- Ажурная резьба по дереву – относится к прорезной технике с высверливанием общего фона. Подобные композиции получаются воздушными и утонченными, а в интерьере применяются в качестве обрамления, например, наличников у окон и фронтона домов.
- Накладная резьба по дереву – отличается от остальных техник тем, что готовый прорезной орнамент накладывается поверх готового фона. Подобная резьба широко применяется для украшения фасадов мебели, карнизов, дверей.
- Контурная и геометрическая резьба по дереву – характеризуются незначительным заглублением орнамента при вырезании линий или геометрических фигур. Данное творчество находит свое применение преимущественно в украшение панно и нанесении на него цветочных, пейзажных композиций и прочих орнаментов.
Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!
Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!
30.04.2020
Подписаться на рассылку
видео-инструкция по выбору своими руками, особенности трафаретов, шаблонов, орнаментов художественной обработки древесины для начинающих, схемы, цена, фото
Все фото из статьи
Художественная резьба по дереву для начинающих может показаться достаточно сложным процессом. В принципе, на первых порах так оно и есть, но освоив основные приемы и методы обработки заготовки, мы сможем постепенно совершенствовать свое мастерство, создавая каждый раз куда более сложные украшения.
Естественно, для этого необходимы различные приспособления, и в их число обязательно стоит включить шаблоны, трафареты и схемы для резьбы по дереву. Мастеру, осваивающему методику, будет куда проще ориентироваться по готовому рисунку, чем пытаться импровизировать.
Научиться строить несложные эскизы орнаментов может каждый
Общая информация об эскизах и трафаретах
Создание изображения
Прежде чем приступать к обработке деревянной заготовки, нам необходимо определиться, что именно мы будем вырезать. Орнамент для резьбы по дереву может быть самым разным, а если речь идет о создании сюжетной композиции (плоской или объемной), то перечень доступных вариантов будет бесконечным в принципе.
Готовые орнаменты, которые подойдут начинающим
Вот почему специалисты рекомендуют вначале освоить методику разработку шаблонов и трафаретов, и только затем браться за резец.
Обратите внимание!
В сети можно найти самые разные эскизы, но трафареты для резьбы по дереву для начинающих , т.е. не отличающиеся сложностью, среди них встречаются довольно редко.
Куда чаще авторы выкладывают схемы для поделок среднего уровня, но ими стоит пользоваться, только освоив основные приемы.
При изготовлении эскиза лучше всего следовать такому алгоритму:
- Вначале подбираем заготовку и решаем, что именно мы будем из нее вырезать. Новичкам стоит отдавать предпочтение резьбе на плоскости или же изготовлению простой фигурки.
- Затем создаем набросок будущего эскиза, выделяя основные части и отмечая места, где будет наноситься орнамент.
Картонный шаблон для контурной обработки
- На следующем этапе с помощью циркуля и линейки переносим набросок на миллиметровую бумагу. Если деталь будет иметь достаточно большие размеры, то от миллиметровки можно отказаться в пользу кальки, на которую для удобства работы наносим масштабную сетку.
- Если в орнаменте есть несколько повторяющихся элементов, то для них можно изготовит отдельные трафареты из плотного картона, вырезав деталь по контуру.
Трафареты для фрезера, изготовленные из металла
Отдельно стоит упомянуть технологию механизированной резьбы с использованием фрезерных станков. В принципе, фрезы вполне позволяют выполнять выборку по разметке, но чаще всего для украшения плоских деталей используются металлические или полимерные трафареты для резьбы по дереву фрезером. Они ограничивают движение режущей кромки, и потому практически исключают влияние человеческого фактора.
Обратите внимание!
Подобные изделия достаточно сложны в изготовлении, потому цена у них соответствующая.
Так что приобретать их стоит только в том случае, если вам нужно выполнить большое количество однотипных изображений.
Перенос на заготовку
Итак, шаблон или эскиз у нас уже есть, теперь необходимо понять, как перенести изображение на заготовку.
Инструкция предполагает использование нескольких методик:
- Шаблоны для резьбы по дереву фрезером использовать проще всего – достаточно закрепить пластину на поверхности изделия таким образом, чтобы пазы находились точно напротив места размещения орнамента.
- Картонные шаблоны также не представляют сложности в использовании: прикладываем их по разметке и аккуратно обводим карандашом по контуру.
Обводим контур для дальнейшей работы
- При перенесении простых геометрических форм можно использовать методику выкалывания. Для этого закрепляем эскиз на детали и иголкой/шилом намечаем все ключевые точки. Затем отметки на древесине соединяем ровными линиями.
- Наконец, можно использовать копировальную бумагу: подкладываем ее под эскиз и обводим линии на рисунке, перенося изображение на дерево.
Фото рисунков, перенесённых с использованием копировальной бумаги
Технология резьбы по готовому контуру
Когда рисунок будет перенесен ан заготовку, начинается самая сложная часть работы, а именно – процесс обработки дерева.
Проделывание стартовых отверстий при сквозной резьбе
- Если наша задача состоит в сквозной резьбе, то для начала необходимо в каждом элементе проделать стартовое отверстие. Делается это с помощью дрели со сверлом, диаметр которого соответствует ширине полотна используемой пилы или лобзика для дерева.
- После этого в отверстие вставляется пила, и часть древесины выпиливается. Затем края отверстия выравниваются либо с помощью ножа, либо с использованием напильников и абразивных материалов.
Плоская и объемная резьба выполняется иначе:
Начинаем работу с прорезания контура
- Вначале острым ножом прорезаются контуры будущих углублений.
Обратите внимание!
Желательно вести линию реза по внутренней части контура, так как обычно при работе площадь обработанного участка несколько увеличивается.
- Затем краем косяка или резака выполняем центральную прорезку самой глубокой части. После этого начинаем формировать углубления, выбирая древесину между контуром и центральным углублением.
- Мелкие детали и текстуры формируем с использованием стамески. В идеале она должна быть достаточно острой, чтобы срезать материал без применения киянки, но иногда (особенно если приходится резать дуб, бук или клен) без дополнительных усилий не обойтись.
Выборка основных углублений согласно эскизу
- Глубокие пазы удобно выбирать стамесками с изогнутым лезвием – так называемыми клюкарзами. При этом нужно стараться, чтобы режущая кромка не погружалась ниже выбранного уровня.
- После завершения резьбы стоит еще раз пройтись ножом по контурам, восстановив ровные края. Когда этот этап будет завершен, можно переходить к шлифовке поверхностей.
Заключение
Резьба по дереву своими руками будет куда проще поддаваться освоению, если на начальных этапах работы вы будете использовать подходящие эскизы и трафареты. Чтобы разобраться в тонкостях применения этих приспособлений, рекомендуем внимательно изучить видео в этой статье.
Резьба по дереву для начинающих: мастер-классы, рисунки и эскизы
Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.
История зарождения и развития
Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком. Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.
А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.
Виды резьбы
Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:
- Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
- Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
- Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
- Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
- Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
- Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
- Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.
Где может применяться
Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Базовые инструменты для ремесла
Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:
- Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
- Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
- Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
- Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
- Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
- Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
- Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.
А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.
Виды стамесок
В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:
- Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
- «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
- Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
- Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
- Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.
У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.
Меры предосторожности при работе
Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:
- Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
- Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
- Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
- Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
- При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
- Аккуратность — залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
- При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.
Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.
Мастер-класс геометрической резьбы
Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.
Технология и последовательность геометрической резьбы
В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:
- Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
- Работа над композицией с использованием ножей.
- Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
После просушки резную поделку можно использовать по назначению.
Необходимые инструменты
Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:
- Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
- Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).
Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.
Создание эскиза узора
Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.
Вырезаем узоры
Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.
Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.
Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.
Вырезаем таблички
Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.
Заключение
Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».
скандинавская, рельефная, контурная и другие виды, рисунки и эскизы, видео и фото
Простыми инструментами на обычной доске можно создавать шедевры
Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.
Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.
Разновидности резьбы
Скандинавская резная доска с сюжетным изображением (раннее средневековье): техника работы почти та же, что и сегодня
Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:
Шкатулка с контурным изображением
- Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
- Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
Шкатулка с классическим примером геометрического оформления
- Плосковыемчатая резьба — технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.
Панно, изготовленное по плосковыемчатой технологии
Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба , при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.
- Скульптурная резьба (объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.
Пример несложной деревянной скульптуры
Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.
Что нужно для работы?
Инструменты резчика
Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:
Иллюстрация | Инструмент | Назначение |
Нож-косяк | Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ. | |
Стамески | Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
| |
Клюкарзы | Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением. | |
Ложкорезы | Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины. |
Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.
Выбор древесины
Заготовки можно приобрести почти в любом художественном магазине
Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:
Пластичность липы позволяет формировать сложный рельеф с минимальными усилиями
- Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
- Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
Береза (на фото) подходит для изготовления накладок на мебель
- Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
- Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
Дуб обрабатывать непросто, но зато изделия получаются буквально на века
- Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.
Благодаря своей плотности груша отлично держит рельеф
Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.
Темы и сюжеты для декоративной обработки могут быть самыми разными — например, такая кельтская вязь
Приемы и методики при геометрической резьбе
По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:
- Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
- Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
- Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.
Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:
Иллюстрация | Этап работы |
Нанесение рисунка. На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву. Во втором случае эскиз распечатываем и переносим на основу, делая проколы шилом в точках пересечения линий. | |
Прорезка контуров. Ориентируясь на рисунок, резцом прорезаем контурные линии. При этом соблюдаем глубину и направление подрезки. | |
Вырезание треугольных элементов. После базовой прорезки переходим к основной части работы. Каждый треугольник подрезаем на клин с двух сторон. После этого вырезаем третью сторону, извлекая фрагмент древесины. | |
Вырезание остальных элементов. После того как будут выбраны все треугольники, переходим к другим деталям резьбы — скосам, плоскостям, дугам и т. д. Прорезаем их, стараясь не повредить уже обработанный участок. | |
Чистовая прорезка. После завершения основных операций острым резцом обрабатываем проблемные участки, удаляя дефекты и формируя ровные четкие линии. Плоскости тщательно шлифуем, стараясь не снять рельеф. | |
Морение/лакировка Обрабатываем изделие морилкой или лаком, либо применяем декоративную пропитку с тонирующим эффектом. |
Заключение
Ни в коем случае не хочу сказать, что резьба по дереву — это просто. Для достижения результата нужно учиться и практиковаться, желательно под руководством наставника. Но советы и видео в этой статье помогут вам сделать первые шаги, а в комментариях вы можете получить ответы на все интересующие вас вопросы.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзенэскизы, рисунки и узоры по шаблоны с фото
Фрезер, или ручной фрезерный станок – универсальный инструмент, подходящий для различных видов обработки дерева. С его помощью можно сверлить отверстия, вырезать канавки, пазы и фаски, обрабатывать края и кромки деревянного изделия. Он очень удобен для установки замков в двери, при сборке полов и мебели, и других работ с этим материалом. Резьба по заранее подготовленному дереву при помощи фрезера может быть освоена своими руками быстро, если сразу выбрать для себя вид ручного станка.
Существует несколько типов в зависимости от выполняемых работ. Так, выделяют:
- Вертикальный фрезер служит как для проделывания сквозных отверстий, так и для вырезания глухих пазов в породе
- Окантовочный пригодится для обработки кромок дерева. Имеет небольшую мощность, большое преимущество состоит в малом весе
- Комбинированный служит обеим вышеперечисленным целям, имеет две базы для них.
Разбираем техники резьбы по дереву фрезером своими руками
Популярное ныне искусство, резьба по дереву, может также выполняться с использованием этого инструмента. Существует множество фрез, то есть рабочих головок, для различных целей. Продвинутые мастера даже изготавливают фрезы или детали самостоятельно. Главная задача при работе с ручным фрезером – научиться правильно им работать. При освоении этого инструмента можно выполнить любой вид художественной резьбы.
Как научиться резать по дереву ручным фрезером: советы и идеи для начинающих
Для того, чтобы научиться резьбе по заранее подготовленному дереву при помощи фрезера своими руками, можно записаться на тематические курсы. Однако не у каждого найдется время и желание на то, чтобы посещать их. Для таких людей есть множество видео-уроков, при просмотре которых появится представление об этом мастерстве.
Даже раньше, чем смотреть видео, для начинающих важно внимательно прочесть инструкцию по применению своего электрического помощника. Там можно найти очень много дельных советов о том, как собрать инструмент, настроить глубину выреза, для чего нужна каждая фреза, прочитать о комплектности своей модели фрезера, а также узнать, какие насадки можно купить дополнительно для достижения именно своих целей. Не забудьте посмотреть раздел техники безопасности и технических характеристик прибора.
После этого можно приступить к первым маленьким шагам развития мастерства резьбы фрезой по дереву. Эти тренировочные действия описаны ниже.
Сквозная или прорезная резьба по дереву.Чтобы иметь общее представление о процессе обучения, достаточно сказать, что большинство мастеров начинает с вырезания простых узоров по шаблону. Для этого нужно взять кусок дерева и нанести на него эскиз. Большой выбор есть в интернете и в художественных книгах, кроме того, глядя на фото готовых работ с абстрактными орнаментами, несложно скопировать эти рисунки карандашом.
После того, как эскиз нанесен на бревно, следует настроить фрезер так, чтобы он делал сквозные прорези. Начинать работу с внешних частей, а когда форма будет готова, необходимо прорезать отверстия, придать узору ажурность. Если вырезаете наличники или другие элементы фасада дома, то нужно взять полотно из твердых сортов дерева. Хорошо подойдут хвойные породы, а также дуб. Для более мелких, интерьерных изделий лучше взять более мягкую липу или березу.
Фигурная резьба по дереву ручным фрезером.После освоения техники сквозной резьбы можно приступать к более сложным элементам. Например, отрегулировав глубину выреза, добавить на готовые наличники узор, используя V-образные или другие фрезы. Красиво смотрятся не просто плоские фигуры, а дополненные выемчатой резьбой или выполненной в других техниках. Фаски на ровных или округлых поверхностях больших диаметров будут смотреться очень кстати.
Различные виды фасок.
После тренировки в этих техниках можно приниматься за более сложные. С помощью настроенного фрезера не составит труда выполнить свое первое изделие в плоскорельефной технике. Такие рисунки смотрятся удивительно красиво на настенных панно, шкатулках, а кроме того, фотографии мебели с резными элементами заставляют приглядываться и рассматривать весь узор.
Оттачиваем мастерство владения фрезером и резьбы по дереву
Для достижения мастерства в абсолютно любом деле важна постоянная практика. Даже если с первого раза изделия получатся немного топорными или вовсе ничего не выйдет, не стоит опускать руки. Ведь с каждым разом вырез будет получаться ровнее, отделка тоньше, а изделия красивее.
Резьба по дереву фрезером – фото для вдохновения.
Видео-уроки и ролики по теме статьи
Узор для резьбы по дереву | Выкройки для вас
Рейтинги и отзывы
4,2 из 5 На основе мнения 270 человек
Подробнее о продукте
Справочник по резьбе по дереву для начинающих: шаблоны проектов для резьбы по линиям, рельефной резьбы, резьбы по кругу и резьбы по птицам (Dover Woodworking)
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4.3 из 5 Основано на мнении 114 человек
Подробнее о продукте
20-минутные проекты по вырезанию: забавные вещи для вырезания из дерева (Fox Chapel Publishing) Пошаговые инструкции и фотографии для строгания выразительных фигур; Волшебники, горгульи, собаки и многое другое для дарения подарков
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4,5 из 5 На основании мнения 255 человек
Подробнее о продукте
Полное руководство по строганию: 24 простых проекта, которые можно сделать за выходные (Fox Chapel Publishing) Пошаговые инструкции, советы и готовые выкройки для игрушек и подарков для начинающих
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4.9 из 5 Основано на мнении 17 человек
Подробнее о продукте
Быстрые и милые проекты резьбы: шаблоны для 46 проектов, которые нужно вырезать за один день (иллюстрированные книги по резьбе по дереву) (Fox Chapel Publishing) Простые, удобные для начинающих методы создания карикатур на ходу
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4,6 из 5 На основе мнения 256 человек
Подробнее о продукте
Рабочая тетрадь по резьбе по лицам: научитесь вырезать выражения лица с помощью легендарного Гарольда Энлоу (Fox Chapel Publishing). Подробные сведения о губах, глазах, носах и волосах, чтобы придать выразительной жизни вашим резьбам по дереву
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4.1 из 5 Основано на мнении 13 человек
Подробнее о продукте
Легкая резьба по дереву, Синди Джослин, Мягкая обложка, 140 страниц
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4,1 из 5 На основании мнения 14 человек
Подробнее о продукте
Carve: простое руководство по строганию
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4.3 из 5 На основании мнения 314 человек
Подробнее о продукте
Основы пирографии: техники и упражнения для начинающих (Fox Chapel Publishing) Пошаговые инструкции и шаблоны с указанием температуры, времени, текстуры и наслоения от Лоры Айриш
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4,3 из 5 По мнению 158 человек
Подробнее о продукте
Научитесь сжигать: пошаговое руководство по началу работы с пирографией (публикация Fox Chapel) Легко создавайте красивые произведения искусства и подарки с помощью 14 пошаговых проектов, фотографий с практическими рекомендациями и 50 бонусных шаблонов
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Шаблоны для резьбы по дереву с ЧПУ — БЕСПЛАТНЫЕ УЗОРЫ
Рейтинги и отзывы
3.9 из 5 Основано на мнении 9 человек
Подробнее о продукте
Современные изделия из кожи для мастеров: традиционные методы ремесла встречаются с ЧПУ и 3D-печатью
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4,2 из 5 На основании мнения 4 человек
Подробнее о продукте
Чехол для iPhone 6 / iPhone 6s (4,7 дюйма), Сумгар — жесткий чехол и чехлы для мобильного телефона из натурального дерева и ПК Гибридный жесткий чехол для мобильного телефона Apple iPhone 6 и iPhone 6s (Искусство резьбы по палисандру) (Цветок)
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
3.6 из 5 На основании мнения 23 человек
Подробнее о продукте
Genmitsu CNC 3018-PRO Router Kit GRBL Control 3-х осевая пластиковая акриловая печатная плата ПВХ Фрезерный гравировальный станок для резьбы по дереву, рабочая зона XYZ 300x180x45 мм
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
5.0 из 5 На основе мнения 2 человек
Подробнее о продукте
uxcell фреза 6 мм хвостовик 16 мм диаметр 60 градусов V-образная концевая фреза из вольфрамовой стали для деревообработки с ЧПУ, гравировальный кромкообрезной станок
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
4.6 из 5 На основании мнения 20 человек
Подробнее о продукте
Фрезерный станок с ЧПУ, EnPoint 3,175 мм Хвостовик 0,2 мм Гравировальный бит из карбида 45 градусов, Металлический знак Маркировка Резьба Инструмент для обработки алюминия Деревообработка МДФ ПВХ Дерево Акриловая плита Пластик
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
Разместите первым отзыв для этого товара
Подробнее о продукте
Saiper 3шт Набор фрез для V-образных пазов, твердосплавные насадки для V-образных пазов 3D Гравировальный резак с ЧПУ, хвостовик 6 мм, Деревообработка, резьба, режущий инструмент (90 градусов)
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
3.9 из 5 На основании мнения 34 человек
Подробнее о продукте
SainSmart Genmitsu CNC 1810-PRO Router Kit GRBL Control 3 Axis Пластик Акриловая печатная плата Фрезерный гравировальный станок для резьбы по дереву ПВХ, рабочая зона XYZ 180x100x45 мм
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
Разместите первым отзыв для этого товара
Подробнее о продукте
Хвостовик 1/4 «, концевая фреза со сферическим концом, 5/8» x 1.25 дюймов, крупное зерно, зеленое — от Saburr Tooth — твердосплавный заусенец — вращающийся, хвостовик, резьба по дереву и механизму — 14BN58X1.25-70
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
Разместите первым отзыв для этого товара
Подробнее о продукте
Хвостовик 1/4 «, цилиндр, гладкий и безопасный конец, диаметр 1», крупнозернистый, зеленый — Концевая фреза и твердосплавная фреза от Saburr Tooth — вращающийся, хвостовик, дерево, инструмент для механической резьбы — 14C1SE-70
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
Разместите первым отзыв для этого товара
Подробнее о продукте
Хвостовик 1/4 «, концевая фреза со сферическим концом, 5/8» x 1.25 дюймов, мелкое зерно, желтый цвет — от Saburr Tooth — твердосплавный заусенец — вращающийся, хвостовик, резьба по дереву и механический инструмент — 14BN58X1.25-40
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
5.0 из 5 На основе мнения 2 человек
Подробнее о продукте
Хвостовик 1/4 «, 1» формовочный барабан с радиусом, цилиндром, мелким зерном, желтый — концевая фреза или твердосплавный заусенец от Saburr Tooth — вращающийся, хвостовик, дерево и инструмент для резьбы и резки с механическим приводом — 14C1R2T-40
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рейтинги и отзывы
Разместите первым отзыв для этого товара
Подробнее о продукте
Хвостовик 1/4 «, цилиндр, безопасный конец, диаметр и длина головки 1», мелкое зерно, желтый — концевая фреза и твердосплавный заусенец от Saburr. Зуб — вращающийся, дерево, хвостовик, инструмент для механической резьбы
Показать больше
Бесплатная доставка + простой возврат
Рисунок дерева в GetDrawings
32
3937×1312 Бесплатные Изображения Песок, Белый, Этаж, Материал, Деревья, Эскиз, Рисование
13
1300×832 Рисунок текстуры древесины с коралловыми линиями на белом фоне
7
1920×1080 Как рисовать дерево
6
900×420 Текстильный образец дерева
4 1
1300×1300 бесшовные рисованной текстуры древесины Клипарты, векторы,
4
236×597 Рисунок линии дерева Контур дерева 5.jpg Праздничный чулок
4
454×626 деревянный узор зерна текстуры картинки скачать вектор бесплатно
3
450×310 Canvas Texture Board Ribbed Natural Wood Color Eco Base Stock
3
3571×2678 Бесплатные Изображения. Текстура, Этаж, Потолок, Шаблон, Линия, Япония
3
1280×720 Как сделать узор на дереве
3
1024×1092 Верхний векторный шаблон текстуры древесины. Бесшовный фон
2
1023×653 Текстура дерева.Акварель Hfnd Рисование Художественные Реалистичные
1
2000×3008 Деревянный лом + Маркер Sharpie = Искусство
1
Галерея обоев с узорами под дерево 1600×1200 (74 Plus)
1
450х470 Резьба по дереву.Геометрический фон. Бесшовные модели. Векторы
22
804×1024 Free Wood Grain Stencil Wood Grain Wood Grain
18
1300×1298 Природный дизайн Шаблоны Художественное дерево для современной гостиной
15
900×1132 Резной белоголовый орлан
13 1
340×270 Выжигание по дереву Белоголовый орлан Голова птицы Пирография для печати
7 2
2084×1700 Деревообрабатывающие узоры Удивительный черный тип узоров для деревообработки
9
1280×1600 Сказочный узор сжигания дерева стрекозы с раскраской стрекозы
9
560×563 27 бесплатных шаблонов для выжигания по дереву
9
1920×2208 Раскраска для взрослых Узоры с выжиганием по дереву
9
768×661 Бесплатные шаблоны для выжигания по дереву. Бесплатные шаблоны для выжигания по дереву. Автор:
8 1
446×464 Как учиться проще с узорами для резьбы по дереву Мы воплощаем идеи
9
600×691 Шаблоны Мастеров По Дереву
8
236×224 Узоры для вырезания чипов для начинающих Бесплатно кельтские
8
236×205 Бесплатные шаблоны выжигания по дереву кардиналов
8
Как точить инструменты для резьбы по дереву
Методы резьбы канавок и V-образных инструментов
Техника заточки резьбовых канавок и V-образных инструментов отличается от таких инструментов, как рубанки и стамески по дереву с прямой кромкой — сталь тоньше, а угол наклона кромки меньше, что делает их более тонкими в заточке.Часто хонингования бывает достаточно, чтобы подкрасить край.
Класс заточки Tormek — Инструменты для резьбы по дереву
В этом классе заточки Вольфганг и Себастьен из Тормека занимаются заточкой резных ножей и различных инструментов для резьбы, таких как V-образные инструменты, гнутые выемки для резьбы, ножи для изготовления скрипок и многое другое.
Поскольку резец часто имеет изогнутую кромку, заточка происходит в узком и выпуклом месте, а поверхность, контактирующая с точильным камнем, очень мала.Это означает, что давление при шлифовании может стать очень высоким, даже если вы приложите к инструменту небольшое усилие руками.
Если вы будете затачивать больше, чем необходимо на плоской фаске, например, на плоскости утюг, не беда. Но если вы чрезмерно заточите точку на изогнутой кромке, форма кромки изменится, и ее нужно будет заново отшлифовать. То же самое и с V-образными инструментами — чрезмерная шлифовка на одном крыле означает, что необходимо заново шлифовать всю кромку.
Первый вопрос, нужно ли вам затачивать инструмент или только затачивать.Это особенно важно при работе с маленькими и деликатными инструментами с небольшим углом кромки. Небольшая переточка на каком-то месте на этих инструментах приводит к появлению ямки или выемки на контуре лезвия.
Поэтому основная рекомендация — не затачивать маленькие и тонкие инструменты, а затачивать их на хонинговальном круге для кожи с помощью хонинговальной пасты Tormek. Однако заточка точильного камня требуется в следующих случаях:
- Кромка стала слишком тупой для заточки.
- Вы хотите изменить форму кромки, например угол кромочной плоскости.
- Вы хотите изменить угол кромки.
- Кромка повреждена.
Процесс заточки
Заточка может производиться как от руки, так и с помощью приспособлений на точильном камне. Использование приспособлений проще и дает лучший результат, так как вы можете сосредоточиться на том, где край касается шлифовального круга, не обращая внимания на угол кромки и положение инструмента, которое контролируется зажимным приспособлением.
Перед тем, как начать заточку, отшлифуйте лезвие до правильной формы. При взгляде сбоку край должен выглядеть как прямая линия, угол наклона плоскости края.
Край теперь тупой, что хорошо видно, поскольку он отражает свет. Вы должны увидеть свет, отражающийся по всему краю. Этот тупой край называется световой линией и является ориентиром для шлифовки. Внимательно наблюдая за световой линией и заостряя резкость только там, где она наиболее толстая, вы получите идеально отшлифованную кромку.Обратите особое внимание на то, чтобы, когда линия света только что стерлась, вы перестали резкость.
Хорошее освещение важно для всех работ по заточке и хонингованию, но оно абсолютно необходимо при заточке канавок и V-образных инструментов, так как вы должны четко видеть линию света. Используйте гибкую лампу и поместите ее рядом с машиной.
Резьбовые долота и V-образные инструменты имеют крылья. Они наклоняются более или менее вперед, когда фаска плоско лежит на дереве. Наклон можно описать как угол кромочной плоскости.Этот угол определяет, как инструмент будет резать древесину. Он должен быть около 20 °, чтобы крылья и центральная часть кромки работали наилучшим образом и оставляли чистый пропил в древесине. Эта рекомендация не зависит от угла кромки.
ПРИМЕЧАНИЕ Шлифовка резцов по дереву на высокоскоростных шлифовальных и ленточно-шлифовальных станках категорически не рекомендуется! Они слишком агрессивно измельчают, что делает невозможным управление измельчением, а выделение тепла приводит к затвердению тонкой стали.
Хонинговальные инструменты для резьбы по дереву
После заточки фаска затачивается для получения как можно более гладкой поверхности. Оставшийся заусенец на канавке (внутри) также необходимо отшлифовать. Наружное хонингование может выполняться свободной рукой с помощью верстака с мелким зерном или с помощью приспособлений на вращающемся войлочном или кожаном круге. Внутреннюю поверхность можно отшлифовать вручную с помощью брусков или профилированных хонинговальных кругов.
Хонингование важно, так как более тонкая поверхность на фаске и канавке облегчает резку инструмента, а также увеличивает срок службы резкости.Поверхность, оставленная на дереве, также будет более гладкой с помощью идеально заточенного инструмента.
Преимущество использования зажимного приспособления также при хонинговании. При этом вы работаете под точно таким же углом, как и при заточке, и лезвие получает точно такой же рисунок движения по направлению к хонинговальному кругу, что и к точильному камню. Кроме того, вы можете сделать пробные пропилы в древесине, а затем, при необходимости, вернуться и продолжить операцию хонингования с точно таким же положением инструмента по отношению к хонинговальному кругу.
Закругление кончика
Хонинговальные круги для кожи Tormek работают так же, как кожаный ремешок, наклеенный на кусок дерева. Если вы посмотрите на лезвие под микроскопом, вы заметите, что самый внешний край лезвия слегка закруглен, поскольку шлифовальный круг для кожи не такой твердый, как точильный камень. Однако при использовании кондуктора это закругление незначительно и не оказывает отрицательного влияния на режущую способность инструмента. На самом деле вполне вероятно, что микроскопическое закругление усиливает внешний чувствительный край кромки.
Теоретически, острие кромки, заточенное на плоском твердом скамье, можно считать более острым. Однако это только тот случай, когда вы начнете работать с инструментом. Как только кромка войдет в древесину, она будет затронута волокнами и станет микроскопически закругленной и даже изогнутой. Это связано с тем, что внешний наконечник чрезвычайно чувствителен к этим инструментам, которые имеют небольшие углы кромки, иногда всего 20 °.