Печной изразец – Русские изразцы — производство и продажа изразцов в Москве

Содержание

что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Отделка печей и каминов изразцами является самым привлекательным видом декорирования поверхностей. Процесс укладки такой плитки представляет собой работу, которая требует от специалиста высокого уровня профессионализма. Изразцовые камины и печи станут настоящим произведением искусства, которые, помимо эстетической привлекательности, благодаря подобной отделке увеличивают эффективность обогрева помещения.

Что это такое?

Плитка из керамики, украшенная разноцветной глазурью, использовалась еще в Древнем Египте для украшения стен и потолков. В Европе изразцы появились гораздо позже. Ими облицовывали печи в домах аристократии. В России такими изделиями вначале оформляли фасады и внутреннее убранство храмов. Позже изразцами стали облицовывать обогревательные устройства в жилищах.

Настоящая изразцовая плитка является наиболее дорогостоящим материалом, процесс изготовления которого – достаточно сложная и кропотливая ручная работа.

Сегодня отделка такой продукцией предметов интерьера и различных поверхностей снова стала модным направлением в оформлении дизайна домов и квартир. Форма плитки и технология ее производства совершенствовались столетиями, благодаря чему современная продукция поражает своим многообразием орнаментов и текстур. Широкий ассортимент дает возможность оформить печи или камины в общем стиле жилища, наполнив его красотой и уютом.

Изразцами называется изделие из обожженной глины, которое имеет некоторые отличия по своей конфигурации.

Особенности

Отличительной чертой подобной плитки является наличие румпы – выступа, имеющего коробчатую форму на обратной стороне. Благодаря этой особенности изделий возрастает их прочность, а также общая теплоемкость обогревательного устройства. Изготовление элементов в виде объемных изделий является существенным отличием продукции от керамической плитки.

Уникальное строение плитки делает ее лучшим материалом для облицовки печей. Сырьем для изготовления изразцов служит глина. В ходе повышения температуры показатель ее расширения имеет одинаковое значение с уровнем расширения кирпичной кладки, благодаря чему материал получает превосходные свойства теплоотдачи.

В процессе укладки элементов за декоративным полотном образуется своего рода «подушка из воздуха», которая заполняется нагретым воздухом, что дает возможность равномерно распределиться теплу по всей поверхности печи.

К главным преимуществам изразцов можно отнести:

  • устойчивость к температурным колебаниям;
  • хороший показатель прочности, который достигается благодаря толщине продукции;
  • аккумулирование тепла – протопленная печь будет отдавать тепло в помещение около суток;
  • небольшой показатель поглощения влаги;
  • удобство в обслуживании;
  • экономия топлива;
  • низкий уровень травмоопасности материала – контакт с поверхностью не вызывает ожогов;
  • большой эксплуатационный срок;
  • историческая значимость.

Привлекательность изразцовой плитки – вне конкуренции. Печь, оформленная такой продукцией, будет прекрасно гармонировать с интерьером в комнате в современном стиле хай-тек или в рустикальной стилистике оформления убранства, которая была популярна еще при царе.

Современные модели печей устроены таким образом, чтобы использовать минимум топлива, а значит, экономить денежные средства на обогреве помещения. Современные универсальные конструкции прекрасно работают на натуральном сырье, а также альтернативных вариантах топлива.

Виды

Технология укладки изразцов на поверхность печи предполагает вариант только цельной укладки, за счет этого будут активно работать уникальные свойства материала по сохранению и удерживанию тепла. В противном случае они не смогут выполнять свои функции.

Исходя из формы плитки можно выделить три основных вида этого материала:

  • Фасонные изделия. Основной сферой их применения являются выступающие области на печи, например, карнизы. Такие элементы имеют, скорее, декоративное назначение.
  • Фронтальная продукция – она используется для укладки на ровную поверхность.
  • Угловая плитка, которой облицовывают углы на поверхности.

Однако подобная стандартная классификация не ограничивается лишь основными видами. Вариантов и разновидностей форм такой плитки существует очень много, например, есть цокольные элементы, укладка которых выполняется на поверхность над полом.

Чтобы сделать отделку обогревательного устройства, понадобится минимум два вида материала вне зависимости от проекта печки, поскольку каждый отдельный образец отвечает за крепление к определенной части поверхности – угловые элементы фиксируются к печным краям, фасонные изделия можно использовать для гладких полотен, карнизные образцы являются декором для портала камина, круглые детали используются для округлых частей комнатной печи.

Сложные конструкции печей требуют дополнительной комплектации элементов для облицовки – это могут быть полки, края, венцы, а также вьюшки, которые используются для регулирования чугунных поддувал в печи.

Дизайн

Чтобы расписать печные изразцы, используются следующие технологии:

  • Работы выполняются с использованием обыкновенных масляных красок и называются холодной росписью. Перед этим элементы обрабатывают олифой, им дают высохнуть. Обычно на это нужно сутки или двое. После чего расписывают, снова дают просохнуть и покрывают масляным лаком. Подобный способ декорирования не предполагает обжиг изразцов в печи.
  • Роспись ангобами выполняется при использовании разных видов глины.

Выделяется два варианта подобной обработки:

  • Использование разведенной глины, густота которой напоминает по консистенции пищевую сметану. Сырье во время работы образует различные оттенки – от белого до темно-серого, могут также получаться красные или коричневые варианты цвета. От термической обработки тон росписи несколько изменяется.
  • Элемент погружают в воду, а затем наносят на него тонкий слой ангоба белого цвета. После чего изразец просушивают и расписывают гуашью, которая обладает хорошей устойчивостью к высоким температурам. Для работы используется кисть, груша из резины или рожок с трубочкой на конце. Если нет необходимости окрашивать продукцию глазурью, то в ангобу перед обработкой, чтобы придать изделию дополнительной прочности, включают от 10 до 30% толченого стекла. Измельчают его в специальных перчатках и очках для соблюдения требований по технике безопасности. Для этого потребуется металлическая емкость с прочными и толстыми стенками, а также пестик из металла, упакованный в полиэтилен. Просеивают полученный состав через чулок из капрона или мелкое сито. Элементы с уже имеющейся росписью подвергаются повторному обжигу.

По типу лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие и рельефные элементы.

По виду поверхности выделяют глянцевые (глазурованные) изразцы или матовые и терракотовые (не глазурованные). Глазурь десятилетиями сохраняет свой первоначальный внешний вид и не нуждается в специфическом уходе. Также существуют фаянсовые типы изразцов.

По виду рисунка плитка бывает с орнаментом и без него.

Стиль росписи изразцовой плитки бывает:

  • Голландский – выполняется в синей цветовой палитре на белоснежном фоне. В основном, это морская тематика, мельницы и пейзажи.
  • Испанское направление характеризуется этническими мотивами, в которых отражаются образы Востока.
  • Немецкое направление, отличительной особенностью которого является правильность линий рисунка, а также простота и лаконичность. Такая продукция выполняется в стандартном размере и не требует дополнительной обработки перед отделкой поверхности.
  • Русский стиль отличается яркими красками и многообразием узоров. Как пример можно привести роспись хохлому. Данное направление можно разделить на виды по принципу зарождения в каком-то конкретном регионе, что отражается на форме рельефа, вариантах нанесения и видах изображенного рисунка.

Хохломская роспись зародилась в Нижегородской губернии, в деревне Хохлома. В Гжельской волости появились первые фарфоровые заводы, отсюда и одноименное название синих узоров на белом фоне. Подобные варианты декорирования изразцов широко применяются и сегодня.

Изразцовые элементы из города Дельф декорируются кобальтовой росписью. Фламандское направление предполагает роспись синими и белыми цветами, а также орнаменты шоколадных оттенков.

Голландская школа в сочетании с оригинальными французскими тенденциями выгодно отличается утонченностью и изыском. В Англии предпочитали наносить на изразцы государственную символику, которая задает очень характерную аристократическую британскую стилистику.

Изразцовый дизайн имеет массу вариаций не только по стилю, но и по подаче декора:

  • сложные рельефные картинки;
  • сюжетные композиции, освещающие определенные исторические моменты, повествующие о былинах или сказках разных народов;
  • узоры, относящиеся к определенной местности;
  • растительные композиции.

Исходя из размерной сетки, также можно составить определенную классификацию изразцов. Однако в этом случае необходимо учитывать, что у каждого изготовителя габариты элементов могут различаться. Объясняется такая особенность спецификой изготовления продукции.

Большинство образцов имеют следующие размеры: толщина элемента – от 40 до 50 мм при размере квадратного изразца – 200х200, 220х220 (в случае квадратного исполнения) либо 205х130 мм, когда изделие производится в виде прямоугольника. Такие габариты регламентируются соответствующими ГОСТами.

Исходя из типа румпы изразцы можно разделить на:

  • обычные изделия, где румпа имеет наклонный срез;
  • плитку с бортиком, благодаря чему крепеж элемента производить гораздо удобнее; эта особенность обеспечивается наличием крепежных отверстий;
  • существуют румпы со сложной конструкцией борта и несколькими камерами.

Отечественные и зарубежные производители изразцов для печей предлагают покупателям к ознакомлению свои каталоги с продукцией. Они содержат уже цельные композиции либо эскизы, из которых можно сложить желаемую картинку. Однако заказчик имеет возможность сделать заказ комплекта элементов, включающих в себя собственный вариант декорирования поверхности печи или камина.

Красивые примеры в интерьере

Изразцовые печи для дачи или усадьбы всегда являлись предметом, подчеркивающим состоятельность владельца.

Русская печь, облицованная расписными изразцами с лежанкой, станет украшением гостиной в загородном доме, поможет задать интерьеру определенный стиль, послужит удобным местом для времяпрепровождения зимой, согревая теплом и радуя глаз своей красотой и самобытностью.

Место в жилище, отведенное для отопительного прибора, будь то печь или камин, может быть совершенно различным, все зависит от предпочтений хозяев. Это касается и конструкции устройства.

Печь в столовой с росписью в стиле гжель прекрасно дополнит интерьер комнаты, обставленный в простой и светлой классической манере с преобладанием белого цвета.

Кухня – место, где печь становится функциональным устройством, которое дарит не только тепло и уют, согревая жилище, но и помогает хозяйке в приготовлении пищи. Яркие и разноцветные изразцы подарят массу положительных эмоций и украсят даже самое обычное и просто оформленное помещение.

Спальня, в которой будет располагаться печь, декорированная однотонными белоснежными изразцами и лепниной, превратит обычную комнату отдыха в царские роскошные палаты и согреет своим теплом. Изразцы в восточном стиле украсят спальню и придадут помещению таинственность Востока и неповторимость интерьера.

Облицованная изразцами печка или камин в квартире или загородном коттедже – прекрасный вариант, объединивший практическую составляющую декорирования поверхностей с эстетическим наслаждением от созерцания декора, выполненного на старинный лад или в стиле последних новомодных тенденций.

Как декорировать печь изразцами, смотрите в следующем видео.

stroy-podskazka.ru

что это такое, печные изразцы, как называется облицованная комнатная печь и камин, изразцовая русская печка

Изразцы могут стать превосходным украшением для печи или камина в частном доме: современные варианты дизайна позволяют вписать эти декоративные плитки в любой интерьер. Если вы задумались об интересном декоре, обязательно стоит рассмотреть изразцы – многообразие моделей вас удивит. Кроме того, изготовить подобные украшения можно даже своими руками. В этой статье вы найдете подробные описания разных изразцов и современных решений для интерьера.

Что это такое?

Изразцами называются традиционные декоративные плитки, сделанные из глины, которыми украшали печи. Старинное искусство позволяло создавать уникальные цветные плитки с особой технологией, позволяющей равномерно распределять тепло печи и замедлить скорость ее остывания. Чаще всего изразцы имеют роспись и рельефные украшения, однако можно встретить гладкие модели только с росписью или же однотонные модели с рельефом.

Комнатная печь в современном доме, облицованная изразцами, может смотреться стильно и интересно. Подобную печь также называют голландка. Сейчас производители предлагают плитки с самым необычным дизайном: вы можете подобрать модели с традиционным рисунком или же современные стилизованные изделия.

Изразцами можно облицовывать печь целиком или же сочетать их с обыкновенной керамической плиткой и кирпичом. Использование изразцов в декоре имеет следующие преимущества:

  • Подобное украшение придаст вашей печи или камину красивый самобытный вид, позволит разнообразить интерьер. Если вам кажется, что обстановка в доме слишком простая и скучная, декоративные плитки помогут значительно ее разнообразить.
  • Обычно именно печь является смысловым центром комнаты. В дизайнерском проекте интерьера смысловой центр должен сразу выделяться и привлекать к себе внимание. Именно этого эффекта позволят достичь яркие изразцы.
  • Большинство таких плиток покрывают глянцевыми эмалями или лаком. Это очень прочное покрытие, которое прослужит действительно долго.
  • Глянцевая поверхность изразцов облегчит уборку помещения: на такой плитке практически не скапливается пыль, в отличие от кирпича, искусственного камня или матового керамического кафеля.
  • Изразцы изготавливают по особой технологии, благодаря которой они дольше сохраняют тепло печи.

Особенности

Несмотря на то, что декоративные традиционные плитки раньше делали вручную, сейчас большинство из них изготавливают на машинном производстве, а модели ручной работы можно приобрести только в отдельных мастерских по довольно высоким ценам. Тем не менее, изразцы отличаются от обычных плиток. Они имеют следующие характерные особенности:

  • Размер изразцов меньше, чем стандартный размер кафеля. Традиционно изразцы были меньше примерно на 2/3 и были слегка вытянутыми. Сейчас многие модели делают по размеру 1/4 обычной керамической плитки, чтобы эти изделия можно было легко сочетать при отделке. Тем не менее, бывают и изразцы самых разных форм и размеров, которые складывают в мозаику.
  • Обычно изразцы имеют рельеф. Часто он располагается в такой же рельефной рамке на изразце. Такой декор создает впечатление небольшой картины на каждой плитке.
  • Изразцы – это яркий элемент декора. В современных наборах зачастую сочетают пестрые расписные варианты и более сдержанные изделия, чтобы не перегружать дизайн печи. Но если вы оформляете помещение в традиционном русском стиле, броские элементы по всей поверхности могут быть также уместны.

Воздушная прослойка

Все традиционные изразцы имеют румпу – углубление с обратной стороны, напоминающее прямоугольную чашу, сделанное из той же самой керамики. Подобные углубления в каждой плитке позволяют создать воздушную прослойку между непосредственно печью и внешней поверхностью изразца. Благодаря скоплению воздуха, такая печь будет дольше оставаться горячей и отдавать тепло. Кроме того, воздух позволяет обеспечивать максимально равномерный нагрев.

Большинство современных изразцов также имеют подобную румпу и, если вы выбираете облицовку для печи, стоит рассматривать именно такие изделия.

Виды

Печные изразцы бывают очень разнообразными: с простым рисунком или сложной живописью, круглые или прямоугольные. Если вы собрались декорировать ими свой очаг, стоит, прежде всего, определиться с желаемым дизайном. Рассмотрите следующие возможные варианты традиционной росписи:

  • Русская традиционная плитка содержит преимущественно цветочные и растительные орнаменты. Сейчас популярностью пользуются изделия, расписанные под хохлому, хотя такая цветовая гамма была характерна в большей степени для деревянной утвари. Хохлома может удачно вписаться в русский стиль в интерьере, а также она может стать интересным акцентом в эклектичном и даже в современном интерьере. Если сочетать такие изразцы для камина с элементами стиля хай-тек, можно создать очень необычный дизайн.
  • Для русской печи характерными были изразцы с декором под гжель – это белые рельефные плитки с несложными синими орнаментами. Подобная облицовка также прекрасно будет смотреться практически в любом типе интерьера. Более того, именно гжель благодаря своему изысканному лаконичному дизайну превосходно вписывается даже в классический стиль и барокко. Сюжеты, изображенные на картинках подобных изделий, очень разнообразны: это могут быть не только цветы, но также и птицы, дома, пейзажи и изображения людей. Гжель часто используют в сочетании с обычным кафелем – для этого могут подойти угловые изразцы.
  • Голландские изразцы также имеют бело-синюю цветовую гамму. При этом подобные плитки отличаются сложной живописью – на них изображают не просто незатейливые орнаменты, а целые сюжеты из бытовой жизни, прописанные тонкой кистью. Такие изразцы делают абсолютно гладкими, чтобы ничто не отвлекало зрителя от росписи. Очень часто на голландских изразцах изображают море и корабли, домашних животных, крестьян за работой или рыцарей. Подобные изразцы как нельзя лучше вписываются в интерьеры в скандинавском стиле.
  • Изразцы с итальянским декором покрывают глазурью очень избирательно – нередко на них намеренно оставляют необработанные участки красной глины. В остальном же цветовая гамма преимущественно теплая – характерны оливковые, желтые, красные и ярко-синие тона. Узоры на итальянских изразцах обычно очень минималистичны: часто в центре просто изображен крупный цветок. Тем не менее, можно встретить и более необычные варианты – например, изображения ветвей с плодами или портретов людей в национальных костюмах.
  • Плитки с английским дизайном подойдут для классического и неоклассического стиля. Это достаточно сдержанные плитки – основным цветом выступает белый, а роспись может включать в себя коричневый, терракотовый и синий цвета. Чаще всего это гладкие модели, но иногда можно найти и изделия с незначительным рельефом. На таких плитках чаще всего изображают сельские пейзажи.
  • Для облицовки чугунной печи можно использовать изразцы с восточным дизайном. Цветовая гамма сдержанная и преимущественно темная: активно используются изумрудный, синий и коричневый цвета. При этом подобные изделия отличаются сложным рельефом и неожиданными сюжетами. Очень часто изображаются сцены войны и охоты, а также можно встретить разнообразные изделия с мифическими существами. Подобные необычные плитки смогут стать необычным элементом декора в любом интерьере.

Дизайн

Сейчас изразцами отделывают печи в частных домах или на даче, а также декоративные электрические камины в квартирах. Очень важно, чтобы изразцы гармонично вписались в дизайн всей комнаты. Проще всего это сделать, если вы обустраиваете новый дом и продумываете дизайнерский проект целиком. Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее.

Нужно учитывать множество факторов: размер и планировку помещения, цветовую гамму отделки, материал мебели и аксессуаров.

Иногда частные дома имеют несколько комнат, а иногда представляют собой открытое пространство без физических границ, разделенное только визуально. Так или иначе, очень важны размеры помещения, в котором располагается ваша печь или камин. Если комната малометражная, рекомендуется преимущественно выбирать светлые изразцы, незначительно различающиеся между собой по тону.

Если помещение просторное, можно подбирать также темные и яркие варианты или играть на контрастах, сочетая несколько насыщенных оттенков.

Какую бы отделку вы ни сделали в своем доме, комнате или квартире, важно помнить, что отделка – это база вашего дизайна интерьера, а печь – наиболее выделяющаяся деталь. В том случае, если вы подобрали простую отделку, например, окрашивание стен или кирпичную кладку, практически любые изразцы будут органично смотреться в качестве облицовки печи за счет наличия росписи. Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне.

Говоря о различных материалах, декоративные керамические плитки, покрытые глянцевой глазурью, превосходно сочетаются практически с любыми другими фактурами. В интерьере вместе с ними можно использовать самую разную натуральную, крашеную или лакированную древесину, кирпич и камень, металлические покрытия, стекло, текстиль и пластик. Тем не менее, не стоит сочетать все эти материалы сразу, особенно если у вас небольшое помещение. В качестве основных вариантов лучше выбрать два-три материала.

Кроме того, учитывайте, что, если вы выбираете пестрые заметные изразцы, не стоит их сочетать с витражами или резным деревом. Мебель и отделка должны быть достаточно сдержанными, чтобы не конкурировать с декором печи, а лишь подчеркивать его.

Если у вас достаточно современный интерьер, и вы не уверены, что отделанная изразцами печь в него гармонично вписывается, возможно, стоит поддержать экстравагантный декор и другими аналогичными украшениями в интерьере.

Например, можно разместить несколько изразцов на окне или в зоне кухни. Это позволит привнести во все помещение единый ансамбль. Кроме того, можно разнообразить интерьер и другими аксессуарами, например, разместить на открытых полках керамические вазы или утварь под цвет ваших декоративных плиток на печи.

Технология изготовления

Несмотря на то, что сейчас изразцы зачастую изготавливают на заводах машинным способом, изначально традиционные декоративные плитки для печи делались вручную. Кроме того, их несложно сделать своими руками – для этого вам потребуется только глина, пластилин, гипс и глазури, которые продаются в художественных магазинах и гипермаркетах для хобби и творчества. Единственная проблема – обжиг, поскольку для этого нужна муфельная печка с высокими температурами. Впрочем, сейчас почти в каждом городе есть мастерские, которые предоставляют услугу обжига изделий.

Технология изготовления изразцов следующая:

  • Сначала желаемый вариант нужно вылепить из скульптурного пластилина. Он достаточно плотный и хорошо будет держать форму. Чтобы придать изразцу нужные размеры, используйте линейку.
  • Необходимо найти любую небольшую пластиковую форму или плотную коробку, залить в нее гипс, а затем поместить в него ваш изразец и дождаться высыхания.
  • После этого пластилин удаляют из гипсовой формы.
  • Вместо пластилина в форму помещают глину, чтобы придать ей необходимую форму. С помощью такой формы вы можете сделать много одинаковых изразцов: просто выложите глину в форму, дождитесь ее высыхания на воздухе, извлеките плитку и снова выложите в форму новую глину.
  • Не забудьте вылепить румпу с тыльной стороны каждого изразца для создания воздушной прослойки и крепления к печи.
  • Готовые изделия нужно обжечь.
  • Обожженные изделия покрывают цветными глазурями. Вы можете использовать любые цвета, которые подойдут для вашего интерьера.
  • После росписи изделия готовы. Осталось сложить их в нужной последовательности и облицевать ими фасад печи.

Красивые примеры в интерьере

Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Рассмотрите следующие реальные примеры декора, которые смогут вдохновить вас на собственный дизайнерский проект:

  • Традиционная печь с лежанкой в русском стиле может превосходно сочетаться с древесиной в интерьере. Очень часто яркие изразцы используют в интерьере деревянных домов из бруса. За счет простоты отделки пола и стен печь, полностью выложенная броскими изразцами, смотрится особенно нарядно и самобытно.
  • Для декора камина в неоклассическом интерьере можно использовать стильные и сдержанные английские изразцы. Они изысканно подчеркнут ваш очаг и не будут диссонировать с остальными элементами интерьера.
  • Для обстановки в стиле модерн могут превосходно подойти восточные изразцы со сложными узорами. Они наверняка станут изюминкой такого интерьера.

В видео ниже смотрите процесс декорирования печи изразцами.

dekoriko.ru

История печных изразцов на Руси

Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.

В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков»

www.livemaster.ru

Печной изразец | SmolBattle

Вижу про печные изразцы тема не продвигается, а ведь наверняка каждому из нас встречался изразец или его фрагмент. Хочу выложить школьную работу моего сына для общего обзора. Проект на тему: «Память всегда жива».
Стихи на печных изразцах
Когда в снегу завеянной тропой
Идёт хромец тяжёлою стопой,
Когда окно в плетенье ледяном
И календарь на тридцати одном,
И сторож тёмной шкурою оброс.
Когда глотнул крепчающий мороз
Крепчающий настой крутой зимы –
Всех стен и всех камней вернее мы.
Нас не равнял ваятеля резец,
Но ровным жаром дышит изразец.
И в новогоднем сумраке седом
Единой печью держится весь дом.
Благословен отныне и навек
Слагатель очага и дровосек.

Д.С.Усов. 2 января 1927г.

Введение
Мой отец, Дмитрий Александрович Володин, в узких кругах Рославля и Смоленской области, известен как коллекционер старинных дореволюционных кирпичей [1]. Да и можно смело заявить, что среди людей увлечённых данной тематикой, мой отец известен на уровне Российской Федерации и соседних государств Белоруссии и Украины, как смоленский коллекционер. Учитывая, что к нему не однократно обращались с предложением обмена или в помощи организации поискового маршрута по Смоленщине из различных городов (от Санкт – Петербурга и до Владивостока). Так же ежегодно к нам заглядывает в гости Алексей Алексеевич Чистяков коллекционер из Белоруссии [2].
В июле 2013 года мой отец впервые совершил выезд в составе рославльского литературно — краеведческого клуба «Библиотечная среда», с этого дня и я стараюсь всюду сопровождать отца, разделяя его увлечения [3].
С годами наша коллекция пополнялась, но с нею пополнялась и другая коллекция – печных изразцов. К сожалению, по своей прочности они горазда уступают кирпичам и найти цельный изразец так же сложно, как найти клад. Но даже маленький фрагмент изразца зачаровывает своей художественной росписью.
Данной работой, я хотел бы показать, что даже в маленьком осколке печного изразца хранится память яркого явления русского декоративно – прикладного искусства.
В моей работе использованы фотографии с изображениями смоленских изразцов из нашей коллекции. Путеводной звездой моей работы будет бесценная книга авторов Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков [4].

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Наглядный примерздания бывшего офицерского собрания на пересечении улиц Маяковского и Коммунистической в городе Смоленске. В настоящее время известен, как дом Петра Андреевича Будникова, который основал в 1877 году собственное керамическое производство — изразцово-кафельный завод в Смоленске [5]. Сохранившийся изразцовый декор дома Будникова представляет большой художественный интерес как памятник декоративно-прикладного искусства. Во внешнем убранстве фасадов широко применены поливные многоцветные изразцы разных размеров и форм. Окна тоже различаются: на первом этаже имеют лучковые перемычки, на втором представляют собой большие арочные окна, а на третьем увенчиваются щипцовым верхом. В декоре стилизованы древнерусские формы: поребрик, ширинки, кокошники, наборные полуколонки с кубовидными капителями, балясины, изразцы (фото №1).



1. Общий вид здания бывшего офицерского собрания (дом П.А. Будникова). Смоленск. Фото 2014 г.

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей (фото №2). Стиль, материалы и сложность узоров зависели не только от богатства заказчика, но и от его вкуса. Люди понимали, что это один из тех факторов, из которых складывалась общая эстетика помещения.



Фото №2 Изразцовая печь из историко-архитектурного комплекса «Теремок». Флёново. Смоленский район. Фото 2014 г.

Предмет исследования: печные изразцы.
Цель моей работы: сохранить историко – культурное наследие наших предков.
Задачи исследования: изучить историю возникновения и развития изразцового производства на Смоленщине.
Методы исследования: анализ, наблюдения, сбор информации с разных источников.
Актуальность: мы стараемся окружить себя максимальным комфортом, обустраивая свои помещения, порой варварски уничтожая изразцовые печи из – за ненадобности.

Что такое изразец

Собственно изразец – глиняная обожженная плитка с румпой (фото №3) для крепления в стене или печи – известен в России с XVI века. В отличии от кафельной плитки изразец имеет более сложную форму за счёт румпы, которая в печном изразце служит элементом крепления. На румпе имеются отверстия для крепёжной проволоки. На печке изразцы вяжутся, то есть соединяются между собой проволокой или специальными креплениями. Такая связь изразца надёжно удерживает форму внешнего корпуса печи независимо от процессов происходящих на внутреннем контуре изразцовой печи.

Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером около 20х20 см, окаймленные широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамочными. Большие размеры лицевых пластин дали им еще и второе название – изразцы «большой руки». Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Лицевые поверхности красных широкорамочных изразцов богато орнаментировались. Высота рельефа изображений колебалась в пределах 0,3-0,8 см и, как правило, была несколько ниже высоты рельефа контурной рамки.В это же время вырабатывались изразцы «малой руки», с квадратной лицевой пластиной размером около 14х14 см и широкой контурной рамкой. Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки выделывались поясовые изразцы прямоугольной формы (фото №4). Они имели высоту около 10 см, коробчатые румпы и широкие рамки по длинным сторонам изразца.В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки (фото №5). Они имели полукруглую форму с рельефным рисунком и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Верх печей обычно завершался рядом «городков» фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями (фото №6). Из этих основных пяти типов изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи (фото №7).



Фото №3 Изразец – глиняная обожженная плитка с румпой.



Фото №4 Поясновый глазурованный рельефный печной изразец
с четырьмя рельефными выступами (с двумя полными и с двумя неполными по краям изразца выступами). Середина – вторая половина XVIII века. Размер 20,0 х 7,0 см. Красная глина. Зелёная глазурь.



Фото №5 Изразцы – перемычки. Середина XVIII века.
В верхних углах фрагменты полихромных гладких расписных печных изразцов – перемычек. Красная глина. Местами сохранены элементы белой эмали с росписью.



Фото №6 Глазурованные изразец – городок
XIX века фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями.



Фото №7 Набор изразцов из изразцовой печи
разобранной последними владельцами дома по улице Софьи Перовской, Рославль,

История изразцового искусства в Смоленской губернии

Изразцы как искусство появились в нашем регионе на рубеже XVI-XVII веков, когда Смоленск принадлежал Речи Посполитой. Именно польско-литовские мастера и дали начало украшению печей изразцами на нашей земле. До них у нас не было мастеров этого дела. Но я хочу отметить, что это не умаляет достоинства России, напротив — взаимопроникновение разных культур, обмен опытом и традициями в искусстве очень важны для каждого народа». Сейчас уже можно говорить о том, что смоленская изразцовая школа отличается от всех остальных центров производства изразцов, будь то Москва, Ярославль или Новый Иерусалим. Главная особенность — именно западное влияние, что проявляется в используемых технологиях, орнаментике, встречающейся католической символике [6].

В первой трети XVII века, после включения Смоленска в состав Речи Посполитой, в городе началось массовое производство «коробчатых» печных изразцов. Подавляющее большинство изразцов XVII века выполнено в технике «муравления» — покрытие монохромной зелёной глазурью. Излюбленным мотивом растительного орнамента, в особенности для раппортных четырёхчастных композиций изразцового орнаментального декора печи было изображение васильков, в том числе в виде цветков в вазе. Встречаются и экземпляры с сочетанием растительного и геометрического орнаментов или букет в вазе, помещенный в двойную фигурную рамку (фото №8).

Для облицовки печей XVII – XVIII веков использовались два вида изразцов – терракотовые (не глазурованные) и глазурованные («муравленые»). Муравленые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени. В XVIII — XIX под термином «муравленые» подразумевают уже всякую глазурь и эмаль. И всё более широкое распространение получили рельефные полихромные изразцы.

К концу XVII – началу XVIII веков исчезает обрамляющая лицевую пластинку рамка. То есть изразцы становятся безрамочными, хотя узор на них в Смоленске продолжает ещё оставаться рельефным вплоть до середины XVIII столетия (фото №8). Использование безрамочных изразцов позволяло выполнять изразцовое убранство зеркала печи по принципу «коврового» орнамента, когда целостный орнаментальный мотив – например, цветок, — составлялся из нескольких (чаще четырёх) состыкованных вплотную друг к другу изразцов.

Все смоленские изразцы – как терракотовые (фото №9), так и поливные (глазурованные) сформованы из красножгущейся глины.

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.Первые гладкие расписные изразцы, несмотря на иноземное влияние, особенно в сюжетах, остаются все же русскими изделиями. Здесь мы вновь наблюдаем уже известное нам явление, когда русские мастера, заимствуя иноземную технику как более совершенную, не отходили от установившихся традиций своего искусства и оставались художниками своей родины.Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Четко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными подписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью. Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей. В своих поздних изделиях мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону (фото №10). В последней четверти века эта роспись приобретает очень упрощенный характер, а вскоре и совсем пропадает.



Фото №8 Стенной глазурованный безрамочный рельефный изразец
XVIII века с растительным орнаментом (мотив – «букет в вазе).



Фото №9 Стенной терракотовый печной изразец
, с двойной рамкой, XVII – XVIII веков. Размер 21,5 х 24,5. Красная глина.



Фото №10 Полихромные глазурованные расписные изразцы XVIII – XIX веков.
Приобретены в Смоленске 2016 году.

Заключение

Народные художники на всем протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своем искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Все это дает нам право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством.

Я не искал истоки русского изразцового искусства, а просто постарался раскрыть искусство декоративно – прикладной керамики на Смоленщине.

В заключении хочется отметить изумительное искусство мастеров — изразечников XVII – ХХ веков. Мне хочется, чтобы моя работа придала новый импульсместному собирательству печных изразцов, или научить сохранять изразцовое искусство, не разбивая печи кувалдой, ведь в большинстве случаев мы находим осколки изразцов в куче боя, когда хозяевам не нужна печь в доме. Я надеюсь, что усилится интерес и более рачительное отношение к изразцам со стороны краеведов иценителей исторических раритетов.

Примечания:
1. Смолянин коллекционирует кирпичи

http://smolgazeta.ru/events/14182-smolyanin-kollekcioniruet-kirpichi.html

2. Самая большая коллекция кирпичей в Беларуси

https://fishki.net/1247415-samaja-bolshaja-kollekcija-kirpichej-v-belarusi.html

3. Источник «Рославльская правда»:Краеведение. Корсики.12.07.2013 г. Автор: И. Жарынцева. http://ropravda.ru/index.php/kraevedenie/714-korsiki
4. Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков http://www.hamlet.ru/?view=item&id=25711
5. Архитектурное наследие. Дом Будникова в Смоленске https://arch-heritage.livejournal.com/2190704.html
6. Искусство за печкой. Как точечная застройка спасла историю Смоленска http://www.smol.aif.ru/society/history/950401

Вот и всё. Надеюсь вам понравится.
PS: Приобрету или возьму в дар изразцы и даже фрагменты печных изразцов найденных на территории Смоленской губернии. Пишите в личку. За ранее спасибо.

К мародёрству архитектурных памятников и ценностей в виде печных печей не призываю. С вашего разрешения выложу ещё фото с изразцовыми печами.



Алексино, Дорогобужский район.

 

smolbattle.ru

Облицовка печи. Изразцы – уникальная отделка и теплотехнические плюсы

Что выбрать для облицовки печи или камина? По критериям экономической целесообразности, сложности технологии и конечно, эстетики.

Облицовка изразцами

Называть изразцы плиткой по меньшей мере некорректно – после облицовки изразцы действительно выглядят как плитки, но в действительности это целая конструкция с внутренней полостью, а монтаж изразцов сравним по сложности с устройством собственно печи и под силу только профессионалам. Изразцы – элитный и очень дорогой способ отделки, как по материалу, так и по стоимости работ. Плюсы облицовки изразцами уникальны, как и сам материал. Один из главных плюсов – повышение КПД печи до 15% вследствие дополнительного теплоаккумулирующего слоя – засыпки полостей песком.

Технология установки изразцов уникальна, и владеют ей не все мастера-печники, а собственноручный монтаж без опыта даже не обсуждается. Сырье для производства изразцов — требуются особые терракотовые и шамотные глины, а процесс и в настоящее время не полностью механизирован. Ни один современный метод производства изразцов не исключает ручной работы, даже операции приготовления смесей. Кроме того, требуются очень долгая сушка и особый утильный, или бисквитный метод обжига изделий; ручная роспись глазурными красками как кистью, так и окунанием в красочный состав. Интересно, что красочные составы для росписи приобретают совершенно другие цвета после обжига, и художник – а формуют и расписывают изразцы именно скульпторы и художники, а не простые ремесленники – работает вслепую, на интуиции и опыте. Краски тоже непростые, они при обжиге изразцов сплавляются с глазурью, и после этого процесс необратим – ни рисунок, ни оттенки скорректировать уже невозможно. Весь процесс от заказа изразцов до полной готовности занимает немало времени – порядка месяца.

Из краткого описания методов изготовления изразцов понятно, что каждый изразец даже одной партии уникален, и поэтому допуски отклонений в размерах – от 1,5 мм и более. Перед монтажом делают раскладку изразцов на плоскости и подбирают их по наиболее подходящим размерам, складывая как пазл. Но не всегда сортировка разнокалиберных образцов достаточна. Огромные трудозатраты и скрупулезная аккуратность порой требуется мастеру, чтобы подрубить и притесать кромку, а затем отшлифовать торцевые участки изразцов с осторожностью, поскольку повреждать глазурь недопустимо. Понятно, что неровности изразцов потребуют увеличивать толщины швов при установке, для скрытия и компенсации этих неровностей. Небольшая линейная погрешность изделий – это неизбежное следствие ручной работы. Но ведь именно это и ценится в изразцовой отделке – неповторимость, теплая энергетика ручной работы, сплав искусства и технологий.

Растворы применяют глиняные, повышенной жирности. Установка изразцов является первым этапом сооружения печи, сначала монтируют и крепят изразцы, а затем сзади выкладывают кирпичи, и дальше оба процесса – облицовка и кладка – ведутся параллельно. Кроме собственно изразцов и жирного глиняного раствора требуются материалы: проволока для скрепления изразцов между собой и с кирпичной кладкой; металлические костыли, к которым привязывают проволоку; крепеж из стальных скоб для крепления к румпам.

Румп (иногда говорят – румпа) – это неотъемлемая конструктивная особенность настоящего изразца. Функция румп конкретная – это крепеж. Все просто: задние стороны изразцов, которые крепятся к кирпичам печной кладки, имеют румпы, специальные коробчатые выступы. Именно по внутренним частям румп и наносится растворная смесь.

Сегодняшний рынок предлагает и другие изразцы – с небольшими румпами или вообще без них. При высоте румп до 25 мм мастера говорят о недостаточной надежности крепежа. Кроме того, безрумповые изразцы, хотя внешне не отличаются от настоящих и по декоративности, и по уникальности отделки, имеют ограничения по применению и далеко не все достоинства румповых изразцов. Область использования плоских изразцов (конструктивно они уже являются не изразцами, а утолщенными облицовочными плитками): кухонный фартук над плитой и мойкой, декоративные панно и отделки фальш-каминов.

Конструкция изразца с большим румпом обуславливает увеличение тепловой инерции печей и каминов. Остывают изразцовые отопительные агрегаты значительно медленней, процесс идет мягко, перепадов температур нет: старинное определение «ровный жар печи» относится именно к изразцовым печам. Для печи и камина это значит – повышение ресурса эксплуатации и экономию топлива, поскольку время остывания увеличено и топок требуется меньше. Для банных печей изразцы – это комфорт и безопасность. Риск травматизма и ожогов при случайном касании к печке сведен к минимуму, поскольку толстостенная изразцовая печка дает максимальный нагрев в отдельных зонах до 90⁰С, а средний нагрев по поверхности – всего 60-70⁰С.

Виды изразцов и стили интерьера

Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.

Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.

Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.

Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.

Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.

Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.

Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.

Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:

  • Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
  • Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
  • Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.

Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.

Еще немного о достоинствах изразцовых облицовок:

  1. Толстостенные изразцы отличаются высокими показателями: термическая стойкость и теплоемкость, аккумулирование тепловой энергии, прочность и долговечность
  2. Отдача лучистой энергии от изразцов по благотворному воздействию сравнима с энергией, которую человек получает от солнечных лучей.
  3. Изразцы не боятся воды, их рецептура и технология обуславливает низкое водопоглощение. Применяют изразцы не только для печей, но и для фасадных декоров, и во влажных помещениях.
  4. Глазурованные поверхности не задерживают оседающую пыль, как следствие, выгорание частиц пыли не приводит к выделению токсинов в воздух.
  5. Чистая экология как по сырью, так и по технологиям производства и в дальнейшей эксплуатации.
  6. Конструкции самих изразцов и их креплений дают уникальные свойства: облицовка выдерживает любые температуры на поверхности печей, даже колебания до термоударов, и долго сохраняет накопленное тепло.

Прочность конструкции изразцов, особенно имеющих цельнолитные румпы, и точность монтажа по правильным технологиям – залог службы облицовки в течение десятилетий без ремонтов, при условии бережного обращения. Единственное, что требуется – это периодическая простая мойка и чистка, и беречь изразцы от сильных ударов.

stroyfora.ru

Изразец (фото, видео): что это, как им облицуют печи и камины, история и инновации в изразцовом деле

Содержание

Проходя мимо старинного храма или находясь в гостях у владельца частного загородного дома, вы можете иногда заметить на стенах или печных конструкциях яркую, рельефную плитку. А если вы затеяли постройку сруба, если цените старые, добрые традиции древнего зодчества, в вашу голову может прийти мысль «кажется эти штуки называются изразцами…»

Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских пала, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

    Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

    Ярославский изразец на фасаде древнего храма

    Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • Итальянская майолика. Если вы увидели салатово-оранжево-желтую керамику на камине, скорее всего, вы имеете дело с делом итальянских мастеров или тех, кто хочет им подражать. Также небольшой контраст создается за счет терракотой окраски, которая мягко подчеркивает некоторые из элементов облицовки. Яркий, позитивный образ, между тем, подразумевает отсутствие большого контраста. Всё мягко и по-домашнему. Кроме того, итальянская майолика содержит временами и голубовато-серые оттенки.
  • Голландские (европейские) изразцы. Отличаются тем, что в подавляющем большинстве случаев не имеют рельефа, что нисколько не преуменьшает их ценность. Преимуществом данного направления является роспись. Цвета, белый и голубой, составляют базу этих изразцов, однако, подобно итальянскому стилю, иногда присутствуют терракотово-желтые элементы. Детальная проработка рисунка голландской керамики — вот что делает ее невероятно сложной для производства. Не всякий человек способен нарисовать картину на небольшом кусочке глазурованной глины. Если вы цените изобразительное искусство, то такой декор вам обязательно понравится.
  • Гжельские изразцы. печная конструкция из гжельских изразцов

    Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

  • Калужские изразцы.

    Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

  • Майолика с восточным орнаментом. Цвета росписи — оранжево-коричневый, красный, синий, бирюзовый или зеленый. Некоторые пустоты могут заполняться бежевым цветом. Особого внимания заслуживает концепция изображения: здесь может быть два основных варианта и, реже, комбинированный. Первый — геометрические фигуры, такие как прямоугольники, звезды, ромбы, круги. Второй представляет из себя композиции, состоящие из спиралей и стеблей-вьюнов. Иногда используются конкретные изображения фруктовых деревьев, людей-войнов и животных. В таком случае, хотя и сохраняется типичный стиль, восточного орнамента изображено крайне мало. Впрочем, такую реализацию вполне можно назвать восточной, хотя бы в силу ее происхождения.
Изразец в восточном стиле

Технология изготовления изразцов

Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

  1. Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.

  2. Формоподготовка. Поскольку эта продукция зачастую имеет рельеф, необходимо создать форму, с помощью которой можно было бы получить заготовку сложной геометрии. Неточности на данном этапе приведут к тому, что придется всё переделывать или затратить больше сил на доработку. В древности формы изготавливались из дерева, сейчас они чаще всего из гипса. Такой материал более практичный и проще обрабатывается, что сокращает сроки изготовления и риски ошибок. Помещенная внутрь формы глина тщательно утрамбовывается вручную.
  3. Сушка. После того, как мы получили заготовки, переносим их в специальные сушильные помещения и камеры. Там будущие изразцы сохраняются до тех пор, пока влага не уйдет в достаточном количестве для проведения последующей работы.
  4. Обработка. Полученные образцы отправляются на обработку, где их инструментом очищают и удаляют лишнее, приводя их к тому виду, который необходим заказчику. Когда нужная геометрия получена, глина после тщательной очистки отправляется на обжиг.
  5. Утильный обжиг. На данном этапе проводится первый обжиг будущей керамики. Он необходим для повышения прочности черепка, удаления оставшейся влаги, т. н. спекания. Однако, следует помнить, что слишком большой коэффициент расширения черепка по отношению к аналогичному у глазури приведет в дальнейшем к образованию дефекта, называемого отскок. Поэтому, температурный и временной режим выбираются так, чтобы это не навредило последующим работам.

  6. Покрытие глазурями и роспись. На данном этапе вступают в работу художники. Они тщательно покрывают глазурями поверхность изразца, прорисовывают все детали композиции.
  7. Политой обжиг. Это один из самых ответственных этапов в производстве изразцовой продукции. Специалист действует в строгих временных рамках, задавая достаточно точную температуру для получения наилучшего результата.

После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

Секреты производства изразцов — типичные ошибки

  • Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
  • Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
  • Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
  • Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
  • Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.

Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий

Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?

Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.

Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?

Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.

Если вам понравилась эта информация или у вас есть замечания, напишите, пожалуйста, пару слов или даже позвоните. Мы будем рады дополнить этот путеводитель тем, что интересно вам. Если вы — дизайнер интерьера, архитектор или печник, у нас всегда есть что обсудить с вами. Звоните сейчас: +7 (495) 150-40-86 .

kamin-keramik.ru

Отделка печи изразцами, кафелем, плиткой. Как сделать самому

Облицовка отопительных приборов изразцами позволяет, кроме высокой эстетики внешнего вида, добиться ещё целого ряда существенных преимуществ: дополнительная газоизоляция печи, увеличение её теплоёмкости и теплоотдачи (в среднем с каждого квадратного метра на 0,25 – 0,3 кВт), удобство ухода.

Ознакомившись с нашей презентацией и видео в предыдущей статье, вы теперь знаете, что изразцы по способу изготовления подразделяются на две больших группы: терракотовые и покрытые глазурью. А по назначению на: прямые (настенные), фасонные и угловые (смотри рисунки).

Основные части изразца это лицевая часть и румпа. На переднюю (лицевую часть) наносится часть мозаики или самостоятельный термостойкий рисунок, очень часто покрываемый глазурью. А задняя часть (румпа) это коробка, которая используется для установки изразца.

Практически с момента своего появления облицовка отопительного прибора изразцами рассматривалась как искусство. Мастер, владеющий подобными профессиональными навыками, всегда пользовался особым уважением.

Основной особенностью процесса облицовки изразцами является тот факт, что она ведётся параллельно с кладкой. Причём сначала устанавливают изразцы, а затем к ним притирают кирпичный корпус отопительного устройства.

Для сокращения срока прогрева помещения внутрь изразцовых печей зачастую встраивают специальные поверхности ускоренного нагрева (иное наименование – тепловые короба воздушные). Они могут иметь различную конфигурацию и выпускать воздух как в одну сторону, так и в другую.

Изразцы являются изделиями ручной работы (их изготовление, роспись и обжиг выполняются мастерами вручную). Поэтому совсем неудивительно, что в партии готовой продукции всегда имеется разброс по цветам и размерам. Именно этим объясняется требование предварительного отбора изразцов до начала кладки.

Крепятся изразцы специальными скобами прямоугольной формы, изготовленными из стальной полосы, имеющей повышенную упругость (геометрические размеры ширина/толщина — 15*2). Чем жёстче скоба, тем надёжнее крепится изразец. На каждый из них устанавливается две скобы. Кроме них вам потребуется стальная проволока, имеющая диаметр 4 – 5 миллиметров, из которой делают штыри (по одному на каждый изразец), который вставляется в специальные отверстия румпы и имеет загнутый свободный конец.

Потребное количество проволоки вычисляется из расчёта общего количества изразцов и того факта, что длина штыря должна на 30 миллиметров превышать высоту изразца. Потребное количество отожжённой проволоки для перевязки рядов изразцов и выполнения петель определяется (приблизительно) как сумма величины произведения удвоенного количества рядов изразцовой кладки на длину одного ряда с произведением удвоенного количества изразцов на 0,2 метра. Возможно, её потребуется несколько больше. Будьте к этому готовы.

Изразцы и все остальные материалы подобраны. Приступаем к работе.

  • Смачиваем изразцы водой.
  • Выкладываем из подобранного кирпича стенку (насухо). Определяем. Что всё подобрано правильно. Затем разбираем стенку, оставляя только первый ряд.
  • На тонкий слой нанесённого глиняного раствора выставляем первые угловые изразцы самого нижнего ряда. Для устойчивости под румпу кладётся густой и толстый слой раствора, выполненного из тощей глины. Строго контролируется вертикаль и горизонталь установки. Между угловыми изразцами оставляется расстояние, которое позволит поставить требуемое количество прямых плиток. До установки каждый изразец предварительно проверяется по месту насухо. Если возникает необходимость, проводится его дополнительная шлифовки и подгонка. Плитки должны стоять одна к другой максимально близко (толщина вертикального шва должна стремиться к нулю).
  • Далее каждый ряд изразцов кладётся так, чтобы толщина горизонтального кладочного шва не превышала 2 – 3 миллиметров. При соблюдении указанного требования изразцы будут осаживаться одновременно с кирпичной кладкой, к которой прикреплены. Насухо первоначально установленные изразцы вынимаются, затем последовательно крепятся на раствор. Причём раствор кладётся исключительно под румпу (по всей площади опорной поверхности последней).
  • Выполняется контроль кладки по вертикали и горизонтали, осуществляется выравнивание (при необходимости). Вертикальные швы раствором заполнять не надо, так как при правильной подгонке изразцы своими боковинами по всей высоте должны примыкать встык. Горизонтальные швы требуется забивать плотно.
  • Румпа первого прямого изразца, примыкающего к угловому, полностью заполняется кладочным раствором, в который затем вдавливаются отдельные куски красного кирпича с максимально возможной плотностью. Контролируем при этом, чтобы в растворе не оставалось пузырьков воздуха. Так как их наличие может в процессе эксплуатации печи привести к значительному снижению температуры нагрева её облицовки. Каждую пару рядом (горизонтально) расположенных изразцов удерживает образующийся при установке валик кладочного раствора из глины.
  • Через имеющиеся в румпах отверстия в каждую пару предварительно закреплённых изразцов устанавливаются штыри из стальной проволоки, о которой говорилось выше. Чтобы они не сползали, верхние концы штырей загибаются и опираются на румпы. Горизонтально расположенные изразцы прилегают гораздо лучше своими боковыми поверхностями в тех случаях, когда головки двух рядом расположенных штырей обмотаны предварительно тремя оборотами мягкой печной проволоки, которую пропускают через загибы крепёжных костылей (штырей). В промежуток между румпами в образовавшуюся проволочную связку ставится гвоздь, которым проволока скручивается. Тем самым изразцы поджимаются.

После этого штыри осаживаются до упора на боковину румпы, а проволочные концы выводятся в кирпичную кладку. Выполняется это, когда высота ведущейся внутри изразцов кирпичной кладки достигает верха изразцового ряда. В нижней части и по бокам румпы закрепляются скобы, изготовленные из пружинящей стали, которые фиксируют между собой вертикальные ряды кладки. При установке необходимо контролировать, чтобы они защёлкнулись до упора. Заготовки под них предварительно нарезают по длине в 100 миллиметров.

  • После этого нижние части румп также забиваются глиняным раствором и туда вжимаются предварительно смоченные куски красного кирпича. Именно красного, так как огнеупорный расширяется при нагревании существенно больше и может просто порвать плитк

Первый ряд кирпичной кладки выполняется вплотную к выставленной облицовке (изнутри). Пустоты забиваются глиняным раствором. К штырям напротив данного ряда крепят концы проволоки и кладут их на выложенный кирпич. После завершения кладки первого ряда, оставшиеся в румпах пустоты и пространство между изразцами, заполняются раствором. Затем кладётся очередной ряд. В верхней части румпы каждого изразца также устанавливается мочка из проволоки и поджимается кладкой. Закрепив проволоку заблаговременно, мы будем мешать кладке, поэтому устанавливается она после завершения кирпичной кладки ряда.

После полного завершения кладки швы следует тщательно прочистить и промыть от остатков кладочного раствора. А изразцовую поверхность следует просушить. После этого облицовка по швам промазывается гипсовым тестом. После того, как нанесённый гипс слегка застынет, его следует удалить чистой тряпочкой вместе с налипшей на него грязью. Затем поверхность печи протирается обычной чистой мягкой бумагой для удаления остатков гипса.

По существующим стандартам кирпичная печь должна иметь температуру стенок не менее 70 градусов. После облицовки её изразцами этот показатель возрастает до 90 градусов. То есть, наличие изразцов увеличивает теплоотдачу одного квадратного метра стенки на 150 ккал/час.

После выполнения облицовки печь сохнет 2 – 3 недели.

Купить кафельные печи из наличия

fireplace.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *