Изразец что это такое – Изразцы — Википедия

Изразцы — Википедия

Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки с основанием специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др[1].

Элементы изразца

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки, румпы, для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.[2]

Печник с изразцами, 1955 год

Древний мир[править | править код]

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства[3].

Европа[править | править код]

Европейский изразец

В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

Русское царство[править | править код]

Формы русских изразцовых печей[4] развивались в русле западных влияний.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский))[5].

Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря[6][7]. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату[8]. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской[9].

Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском[10], Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове[11]. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре[12].

В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

Изразец с лицевой и изнаночной сторон

Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича. В Москве в XVII веке изготовлением изразцов занимались профессиональные мастера в Оружейной палате. В провинциальных изразцовых центрах изразцы изготавливали мастера строительных профессий: каменщики, печники. Как правило, возникали такие центры там, где уже было налажено кирпичное производство, часто в крупных монастырях. Места обжига изразцов называли в XVII веке «заводами».

  1. ↑ Изразец // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. ↑ Изразцы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ В. В. Павлов, С. И. Ходжаш. Художественное ремесло древнего Египта. Искусство, 1959. с. 149.
  4. ↑ Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков
  5. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М., 1950. — С. 11-12.
  6. Леонид (Кавелин). Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее № 11—12. — М., 1876. — С. 84-87.
  7. Савко Н. Архимандрит Леонид (Кавелин) — первый исследователь архитектурной керамики Воскресенского собора // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Зеленская Г. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 161. — ISBN 5-94431-052-9.
  8. ↑ Белорусские мастера в Московском государстве второй половины XVII века
  9. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М., 1950. — С. 10.
  10. ↑ Иосифо-Волоколамский монастырь. Изразцы Степана Полубеса на главах Успенского собора
  11. ↑ Покровский Собор (1671—1679) в Измайлово
  12. Воронов Н., Сахарова И. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии Москвы. — М., 1955. — Т. III. — С. 77.

ru.wikipedia.org

изразец — это… Что такое изразец?

  • изразец — плитка, материал, кафель Словарь русских синонимов. изразец кафель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ИЗРАЗЕЦ — муж. глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и стен, карнизов; поливанная цветная лещадь и черепица. Стенной изразец, прямой; угловой, двугранный; прибор, карнизный, разного вида. Рюмка, раструб изнанки… …   Толковый словарь Даля

  • изразец —     ИЗРАЗЕЦ, кафель, разг. обкладка     ИЗРАЗЦОВЫЙ, кафельный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Изразец — –  керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. [Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995] Изразец – облицовочная… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, изразца, муж. Кирпич, тонкая плитка из обожженной глины, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Изразцы употребляются для облицовки печей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, зца, муж. Плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. | прил. изразцовый, ая, ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова

  • изразец — изразец, зц а, твор. п. зц ом …   Русский орфографический словарь

  • изразец — Облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны форму открытой коробки румпы для крепления в кладке [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные изделия прочие EN Dutch… …   Справочник технического переводчика

  • Изразец — Изразцы для облицовки камина Копия расписного изразца XIX века Изразцы (Кафель от нем. Kachel)  керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др …   Википедия

  • изразец — Искон. Суф. образование от изразъ «изразец», производного от изразить «вырезать», преф. формы от разить «резать, ударять». См. изобразить. Изразец буквально «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич» …   Этимологический словарь русского языка

  • temple_architecture.academic.ru

    Изразцы — это… Что такое Изразцы?

  • Изразцы — в оформлении Покровского храма …   Википедия

  • изразцы — (кафель, кафли), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен; имеют с обратной стороны вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Бывают гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовыми) и неглазурованными… …   Энциклопедия техники

  • изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. * *… …   Энциклопедический словарь

  • Изразцы — – декоративные плитки из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают при температуре до 1150 град. С. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), или… …   Словарь строителя

  • ИЗРАЗЦЫ — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… …   Современная энциклопедия

  • Изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИЗРАЗЦЫ — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке …   Большой Энциклопедический словарь

  • Изразцы — мн. Керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., с наружной стороны покрытая глазурью; кафель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Изразцы — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Большой …   Энциклопедия культурологии

  • Изразцы — декоративные керамич. плитки для облицовки стен, каминов, печей и т. д. Лицевая сторона И. м. б. гладкой или рельефной, покрытой белой или цветной глазурью (майоликовые И.), либо неглазуров. (терракотовые И.). С внутр. стороны И. имеют открытую… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Изразцы — Википедия. Что такое Изразцы

    Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки с основанием специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др[1].

    Описание

    Элементы изразца

    Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки, румпы, для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

    Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.[2]

    История

    Печник с изразцами, 1955 год

    Древний мир

    Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

    В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства[3].

    Европа

    Европейский изразец

    В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

    Русское царство

    Формы русских изразцовых печей[4] развивались в русле западных влияний.

    С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский))[5].

    Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря[6][7]. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату[8]. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской[9].

    Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском[10], Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове[11]. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре[12].

    В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

    Изготовление

    Изразец с лицевой и изнаночной сторон

    Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича. В Москве в XVII веке изготовлением изразцов занимались профессиональные мастера в Оружейной палате. В провинциальных изразцовых центрах изразцы изготавливали мастера строительных профессий: каменщики, печники. Как правило, возникали такие центры там, где уже было налажено кирпичное производство, часто в крупных монастырях. Места обжига изразцов называли в XVII веке «заводами».

    Примечания

    1. ↑ Изразец // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
    2. ↑ Изразцы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
    3. ↑ В. В. Павлов, С. И. Ходжаш. Художественное ремесло древнего Египта. Искусство, 1959. с. 149.
    4. ↑ Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков
    5. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М., 1950. — С. 11-12.
    6. Леонид (Кавелин). Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее № 11—12. — М., 1876. — С. 84-87.
    7. Савко Н. Архимандрит Леонид (Кавелин) — первый исследователь архитектурной керамики Воскресенского собора // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Зеленская Г. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 161. — ISBN 5-94431-052-9.
    8. ↑ Белорусские мастера в Московском государстве второй половины XVII века
    9. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М., 1950. — С. 10.
    10. ↑ Иосифо-Волоколамский монастырь. Изразцы Степана Полубеса на главах Успенского собора
    11. ↑ Покровский Собор (1671—1679) в Измайлово
    12. Воронов Н., Сахарова И. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии Москвы. — М., 1955. — Т. III. — С. 77.

    Литература

    wiki.sc

    ИЗРАЗЕЦ — это… Что такое ИЗРАЗЕЦ?

  • изразец — плитка, материал, кафель Словарь русских синонимов. изразец кафель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ИЗРАЗЕЦ — муж. глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и стен, карнизов; поливанная цветная лещадь и черепица. Стенной изразец, прямой; угловой, двугранный; прибор, карнизный, разного вида. Рюмка, раструб изнанки… …   Толковый словарь Даля

  • изразец —     ИЗРАЗЕЦ, кафель, разг. обкладка     ИЗРАЗЦОВЫЙ, кафельный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Изразец — –  керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. [Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995] Изразец – облицовочная… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, изразца, муж. Кирпич, тонкая плитка из обожженной глины, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Изразцы употребляются для облицовки печей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • изразец — изразец, зц а, твор. п. зц ом …   Русский орфографический словарь

  • изразец — Облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны форму открытой коробки румпы для крепления в кладке [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные изделия прочие EN Dutch… …   Справочник технического переводчика

  • изразец — Керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. Ист.: Плужников, 1995 • • • Глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и… …   Словарь храмового зодчества

  • Изразец — Изразцы для облицовки камина Копия расписного изразца XIX века Изразцы (Кафель от нем. Kachel)  керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др …   Википедия

  • изразец — Искон. Суф. образование от изразъ «изразец», производного от изразить «вырезать», преф. формы от разить «резать, ударять». См. изобразить. Изразец буквально «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич» …   Этимологический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Что такое изразец

    Производство изразцов – один из самых популярных видов русского зодчества, ставший неотъемлемой его частью с середины XVII века. Эта технология передавалась из поколения в поколение. Мастера оттачивали свое искусство и бережно хранили секреты производства уникальных керамических изразцов.

    В прошлые века изразцы были одним из самых популярных вариантов отделки фасадов. Затем, благодаря активным культурным взаимодействиям с Европой, в русский дворянский быт вошли изразцовые печи. Их также называли «голландками» (так как традиция украшения каминов и печей изразцами пришла именно из королевства Нидерландов). При этом русские мастера значительно расширили цветовую палитру и жанровые рамки изображений, которыми украшались печные изразцы.

    Для керамических изразцов характерна гладкая или рельефная лицевая поверхность. Однако она может быть неглазурированной (такие изразцы называются терракотовыми) или даже пористой.

    Также типичным является эмалевое или глазуревое покрытие различных цветов. С оборотной стороны по периметру обязательно должна располагаться румпа (своеобразный полый короб, с помощью которого изразец закрепляется в кладке). В этом состоит главное отличие изразцов от обычной облицовочной плитки (румпы на ее тыльной стороне нет).

    Керамические изразцы: технология производства

    Сама технология производства не так уж проста, как может показаться на первый взгляд. Процесс этот достаточно трудоемок и занимает немало времени, требуя высочайшего мастерства и концентрации на любом из этапов.

    Для каждой плитки предварительно изготавливается гипсовая модель (с учетом последующей усадки и усушки керамики после остывания). Затем под эту модель изготавливается форма. Именно благодаря этому на выходе вы получаете действительно уникальные, штучные изделия. Такие изразцы являются яркими иллюстрациями профессионализма мастеров и таланта художников, выполняющих последующую роспись.

    Уникальная рецептура жидкой глины (ее называют «шликер») и технология обжига позволяет изготавливать изразцы толщиной всего 7-8 мм. При этом они отличаются невероятной прочностью и устойчивостью к перепадам температуры и давления. Таким образом, керамическими изразцами можно облицовывать не только печи и камины, но и самые «трудные» и активно используемые зоны квартиры или дома: ванная комната, кухня, бассейн, внешние и внутренние фасады зданий.

    Вы хотите украсить свой дом как-то по-особенному? Мечтаете об уютном и красивом камине? Хотите обновить печь в деревенском доме или на даче? Закажите изготовление авторских изразцов по вашим эскизам в мастерской Сергея Лебедева!

    Наши мастера выполнят для вас весь спектр работ, связанный с керамической облицовкой: от подбора иллюстраций для нанесения на лицевую поверхность изразца до изготовления и монтажа готовых плиток.

    Сделать заказ на изготовление изразцов или задать вопрос вы можете по электронной почте, написав нам на [email protected]

    Связаться с нами можно и по телефону: +7 (916) 124-96-44.

    Керамическая мастерская Сергея Лебедева – это всегда выгодные цены, высочайшее качество и индивидуальный подход. Мы не просто изготавливаем изразцы – мы привносим красоту и уют в каждый дом!

    izrazec.ru

    виды, размеры, предназначение :: SYL.ru

    Для облицовки каминов и печей необходимы изразцы, которые дополняются следующими элементами:

    • плинтусами;
    • углами;
    • карнизами;
    • бордюрами;
    • карандашами;
    • колоннами.

    Эти изделия превращают отопительный прибор в законченный объект интерьера. Если у вас в наличии монохромный лаконичный камин, то сформировать из него неординарное произведение искусства можно лишь с помощью пары рельефных колонн. Производители предлагают к продаже изразцы, в комплекте с которыми поставляются угловые элементы. Обычно подобные детали универсальны, поэтому их можно использовать к разным изразцам. Это позволяет сформировать облицовку любого размера.

    По желанию вы можете выбрать элементы и изразцы без полива и росписи. В этом случае они предлагаются после утильного обжига. Другие серии имеют роспись и тонкий рельеф, который иногда плохо читается на монохромных фотографиях, поэтому выбор изделий лучше осуществлять в магазине самостоятельно.

    Важно учесть конечный размер элементов, который должен указываться после усадок шамотной глины. Это позволяет осуществить расчет необходимого количества материала. Если используется мелкодисперсная глина или фаянс, то из указанных размеров следует вычесть 3 %.

    Что собой представляют изразцы

    Если для облицовки камина или печи вы планируете использовать изразцы, значение этого слова нелишним будет узнать. Оно трактуется по-разному, а произошло от «изразить», что означает «вырезать». Изразцы – это плитка, которая изготавливается из обожженной глины. Она отличается по конфигурации и наличию румпы. Последняя представляет собой коробчатый выступ, который располагается на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

    По размерам эта часть несколько меньше площади изделия. Эта ключевая особенность делает изразцы идеальным облицовочным материалом для отопительных приборов. Пустотелые конструкции свойственны кафельным декоративным элементам для отделки фасадов, стен, печей и каминов.

    Изразцы – плитка, которая обладает множеством преимуществ, среди них следует выделить:

    • прочность;
    • способность претерпевать любые температуры;
    • высокую жесткость;
    • устойчивость к перепадам температур;
    • экологичность;
    • аккумулирование тепла;
    • простоту в уходе;
    • экономию топлива;
    • длительный срок эксплуатации.

    За счет толщины изделия изразец получает более высокую жесткость. Этот параметр в 2 раза больше, чем у керамической плитки. Если вы хотите понять, что такое изразцы, то должны знать, что они способны к аккумулированию тепла. Если печь хорошо протопить, то она будет отдавать в помещение тепло в течение суток.

    Такая облицовка еще и экологична, чего удается добиться благодаря использованию в процессе производства глины. Эта особенность обусловлена еще и наличием глазури на поверхности, на которой не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет в процессе работы отопительного оборудования вредные для здоровья человека вещества.

    Дополнительные плюсы

    Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.

    Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.

    О натуральности и прочности

    В основе лежит высококачественное сырье, а технология обычно предусматривает метод ручного литья. С помощью него удается получить изделия с высокой геометрической точностью. Трудозатраты при этом снижаются, следовательно, цена получается приемлемой. Погрешность по сторонам может достигать 1 мм. Если приобрести качественную облицовку, то подгонки она не потребует, что способствует сокращению времени на монтаж.

    Облицовка обладает цельнолитой румпой, что обеспечивает изделиям высокую прочность и сокращает длительность технологического процесса. Облицовку можно крепить с помощью уникального способа, который обеспечивает способность отделки выдерживать любую температуру.

    Если правильно уложить материал, то он прослужит несколько десятилетий, а в процессе этого не потребует ремонта. От основания плиты может быть сформирован высокий рельеф до сантиметра. Если используется такая технология, то вместе с техникой росписи удается повысить художественную выразительность изделий.

    Основные разновидности и их назначение

    Изразцы для камина можно классифицировать по нескольким признакам, например по форме. Такие элементы укладываются целыми, в противном случае уникальные свойства аккумуляции тепла будут снижены. С точки зрения формы можно выделить три основных элемента:

    • плоские;
    • угловые;
    • фасонные.

    Плоские являются фронтальными, они используются для облицовки ровных поверхностей, тогда как угловые – для соответствующих частей отопительного прибора. С помощью фасонных элементов можно облицевать выступающие части по типу карнизов и выделить зоны. Фасонные изразцы используются в качестве декора. Разнообразие форм изделий не ограничивается стандартными элементами, ведь существует множество вариантов.

    Разновидности по структуре поверхности, типу основания и наличию рисунка

    Печные изразцы можно классифицировать по структуре лицевой поверхности. С учетом этого фактора изделия могут быть гладкими или рельефными. Поверхность может быть глазурованной или неглазурованной. В первом случае речь идет о глянцевой облицовке, а во втором – о терракотовой и матовой.

    Неглазурованные элементы отличаются более низкой стоимостью по сравнению с глазурованными. Изразцы для печи могут иметь рисунок или орнамент. Последний обычно передает цветовую гамму и тематику, а также дух страны, в которой создаются изделия. Голландские изразцы, например, обычно представлены синим цветом рисунка на снежном белом фоне. Среди мотивов можно выделить:

    • мельницы;
    • степные пейзажи;
    • морские рисунки.

    Разновидности по наличию орнамента

    Испанские изразцы обычно подвержены влиянию восточных искусств. На их поверхности изображаются сложные орнаменты, которые позволяют понять образ жизни восточных людей. Немецкие изделия отличаются лаконичностью и четкостью форм рисунка. Они обладают наибольшим постоянством размеров и почти не нуждаются в дополнительной обработке перед укладкой.

    Русские изразцы для печи поражают разнообразием узоров и орнаментов, а также буйством краски. Разные регионы предлагают свои стили рельефа и рисунка. Ярославские элементы являются одними из самых ярких представителей русской керамики. Они отличаются приглушенной цветовой гаммой.

    Классификация по размеру

    Каждый производитель предлагает изразцы своего размера. Это обусловлено технологией производства. Но плитка должна соответствовать определенным габаритам. Например, толщина достигает 50 мм, тогда как минимальное значение равно 45 мм. Если перед вами квадратное изделие, то его сторона обычно равна 200 или 220 мм. Что касается прямоугольных элементов, то они ограничены следующими параметрами: 205×130 мм.

    Классификация по виду румпы

    Если вы хотите знать, что такое изразцы, то должны ознакомиться с ГОСТ 3742-47, согласно которому регламентируется производство описываемых изделий. Классифицировать их можно еще и по виду румпы, которая может быть простой или с бортиком. В первом случае изделие обладает наклонным срезом, во втором бортик обеспечивает возможность крепежа более удобным и надежным способом за счет наличия соответствующих отверстий. Румпы могут иметь и более сложную конфигурацию, а также обладать несколькими камерами. Наиболее востребованным сегодня является глазурованный изразец с рисунком.

    В заключение

    Современные наборы изразцов изготавливаются в разных стилевых решениях. Это может быть готика, модерн, классика или барокко. На основе базовых направлений создаются неповторимые образы, а именно роскошное убранство, реплики традиционных и старинных очагов, а также смелые современные решения.

    Это позволяет вписать печь или камин почти в любой интерьер. По желанию вы можете приобрести изразцы с выраженной неровностью, шероховатостью и нарочитой кривизной. Это позволяет реализовать образ, который будет соответствовать стилю интерьера, например шале, кантри.

    www.syl.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о